Надежда на силу
IPOC будет бороться за “Мегафон” с помощью прокуратуры
Фонд IPOC бросил судиться за 25,1% сотового оператора “Мегафон”. Теперь надежды бермудского фонда связаны с силовыми структурами. Московская прокуратура уже больше двух лет расследует уголовное дело в отношении продавца блокпакета — известного инвестбанкира Леонида Рожецкина.
В августе 2003 г. “Альфа-групп” приобрела за $295 млн фирму Transcontinental Mobile Investments (TMI), которой принадлежит почти 100% российской “ЦТ-Мобайл” — владельца 25,1% акций “Мегафона”. Бермудский IPOC (владелец 8% “Мегафона”), собственником которого называет себя датский юрист Джеффри Гальмонд, попытался оспорить сделку в международных судах. IPOC утверждал, что еще до “Альфы” договорился с прежним владельцем блокпакета — LV Finance о приобретении этих акций и даже оплатил их. В 2004 г. арбитражный трибунал при Международной торговой палате в Женеве подтвердил обоснованность претензий IPOC на 22,3% TMI (эквивалентно 5,7% акций “Мегафона”), но в августе 2006 г. швейцарский арбитражный суд отменил это решение. Претензии IPOC еще на 77,7% TMI (соответствует 19,4% “Мегафона”) рассматривал арбитражный трибунал в Цюрихе. 16 мая 2006 г. он отказал IPOC, поскольку пришел к выводу, что бенефициаром компании является министр информтехнологий и связи Леонид Рейман, который отмывал через IPOC незаконно полученные доходы. Сам Рейман неоднократно отрицал это.
IPOC отозвал из арбитражного суда Ханты-Мансийска иск к “ЦТ-Мобайл”, в котором требовал признать его владельцем 25,1% “Мегафона”. Об этом “Ведомостям” рассказал директор IPOC Мэдс Бремер. “Мы считаем, что это дело должно рассматриваться как уголовное, а не гражданское”, — поясняет Бремер.
О появлении такого дела IPOC позаботился заранее. Еще в конце 2004 г. ГУВД Москвы по заявлению президента IPOC Майкла Норта возбудило уголовное дело в отношении бывшего владельца LV Finance Леонида Рожецкина и двух его партнеров — Дмитрия Разумова и Кристофа Шарлье. Норт утверждал, что Рожецкин и его партнеры смошенничали, продав в 2003 г. 25,1% акций “Мегафона”, обещанных IPOC, посторонним лицам. Дело несколько раз закрывалось и открывалось вновь, сейчас его ведет московская прокуратура. “В данном уголовном деле IPOC заявил гражданский иск, — говорит Бремер. — Мы ожидаем окончания расследования и передачи дела в суд, где и будут рассмотрены наши требования о возврате имущества”. Представитель московской прокуратуры вчера не смог прокомментировать ситуацию.
Перевод истории с “Мегафоном” из арбитражной сферы в уголовную — вынужденный ход IPOC. Как утверждает близкий к “Альфе” источник, иск, отозванный IPOC из арбитража в ХМАО, был последним, в котором тот требовал блокпакет “Мегафона”. Первоначально весной 2006 г. бермудская компания обратилась с этим иском в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области — после того как ее аналогичную просьбу отказался удовлетворить, сославшись на неверно выбранную юрисдикцию, высший судебный орган Британии. Арбитраж Петербурга наложил на спорный пакет “Мегафона” арест, но по существу дело так и не рассмотрел. А в июле 2006 г. он перевел разбирательство в арбитраж Ханты-Мансийска, где зарегистрирован ответчик — “ЦТ-Мобайл”. Но и суд Ханты-Мансийска не рассмотрел иск. Ни одна из сторон не могла участвовать в разбирательстве из-за запретов, наложенных Верховным судом Бермудских островов. В итоге IPOC решил вовсе отозвать иск. Вице-президент Altimo (управляет телекоммуникационными активами “Альфы”, включая 25,1% “Мегафона”) Кирилл Бабаев оказался в курсе того, что IPOC отозвал иск. По его сведениям, суд снял арест с блокпакета “Мегафона”. Вчера арест еще сохранялся, но должен быть снят по завершении формальностей, уточняет Бремер.
Последнее зарубежное разбирательство идет в арбитраже Стокгольма, куда IPOC обратился в 2003 г., но этот суд решает другой вопрос — нарушено или нет соглашение акционеров “Мегафона” в связи с вхождением “Альфы” в ряды его совладельцев. Если суд признает соглашение нарушенным, IPOC может рассчитывать на возмещение убытков, считает Екатерина Галашева из юрфирмы “Вегас-Лекс”. Рыночная стоимость “Мегафона” (оценка банка “Уралсиб”) — $11 млрд, “Альфа” получила блокпакет за $295 млн.
Шансы IPOC дотянуться до блокпакета “Мегафона” невелики, а менеджерам и владельцам “Альфы” и вовсе ничто не угрожает, полагает юрист адвокатского бюро Salans Сергей Маринич. В гражданском иске, заявленном в рамках уголовного дела, IPOC мог потребовать только возмещения ущерба, причиненного лицом, в отношении которого это дело возбуждено [т. е. Рожецкина, проживающего в основном в США, и его партнеров], объясняет он. Источник, близкий к Рожецкину, не находит связи между отзывом иска и уголовным делом в отношении инвестбанкира.
И только если в ходе уголовного дела будет доказано, что “Альфа” завладела блокпакетом “Мегафона” мошенническим путем, это может стать основой для отдельного иска или разбирательства, добавляет Маринич. Такие провалы у группы случались не часто: в 2000 г. следственный комитет при МВД возбудил уголовное дело в отношении “Альфы”, Access Industries и “Реновы”, заподозрив их в мошенническом завладении 40% акций ТНК, но вскоре дело было закрыто. Управляющий партнер компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Сергей Пепеляев называет ход IPOC логичным — возбудив уголовное дело, компания пытается найти дополнительные основания для давления на “Альфу”. Сможет ли “Альфа” противостоять такому давлению, он прогнозировать не берется.