Субъект на договоре
Госдума в очередной раз одобрила разграничение полномочий между федеральным центром и Татарстаном
Госдума утвердила новый Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти России и госвласти Республики Татарстан. Правда, документ однозначно поддержала только "Единая Россия", а представители всех остальных фракций один за другим признавались, что не понимают, что такое "собственность народа Республики Татарстан" и зачем гражданам этой республики понадобился вкладыш в паспорте на татарском языке.
Нынешний договор не первый. Еще в феврале 1994 года Борис Ельцин и Минтимер Шаймиев подписали похожий документ, в соответствии с которым республика получала исключительное право распоряжаться землей и природными ресурсами, создавать систему госорганов, формировать бюджет, предоставлять собственное гражданство и даже участвовать в международных отношениях. Шесть лет спустя Генпрокуратура инициировала отмену некоторых пунктов конституции Татарстана - о суверенитете, гражданстве и обязательном двуязычии президента. Таким образом, некоторые положения договора 1994 года вошли в противоречие с новой редакцией татарстанской конституции, и началась работа над новым вариантом договора.
Он был внесен президентом Путиным в нижнюю палату в ноябре прошлого года. На пятничном заседании полномочный представитель главы государства в Госдуме Александр Косопкин назвал договор "результатом длительного и скрупулезного согласования": "Документ не предусматривает каких-либо преференций для одного из субъектов Федерации. Речь идет лишь об особенностях в разграничении полномочий. Так, совместного решения требует ряд накопившихся в республике проблем, например экологических, связанных с сильным загрязнением почвы из-за добычи нефти".
У депутатов из других регионов, которые тоже не прочь подписать похожий договор, ссылка на экологические проблемы вызвала шквал вопросов. "Кто определяет, есть ли особенности у того или иного субъекта? Вот в Курской области тоже есть свои проблемы", - обратился к Косопкину либерал-демократ из Томска Сергей Иванов. "Единоросс" Михаил Бугера, представляющий Башкирию, также поинтересовался, не предполагает ли администрация президента заключить с его республикой подобный договор.
Косопкин в ответ заметил: "Все субъекты равны во взаимоотношениях с центром". Но соответствующий документ, по его словам, может быть подписан только с теми регионами, которые докажут, что у них тоже есть "определенные особенности".
Помимо либерал-демократов и отдельных "единороссов"-провинциалов активно выступали коммунисты. Они даже заявили: "Принятие договора вряд ли будет способствовать установлению стабильности, о котором говорит руководство страны". А разгорячившийся Сергей Иванов сказал, что принимаемый документ свидетельствует: "Центральная власть тупо сдает свои полномочия".
Больше всего думскую оппозицию возмутил вкладыш на татарском языке, который появится в паспорте каждого жителя республики после заключения договора. "Что, Татарстан не победил неграмотность? Там не прочитают на русском языке свой паспорт?" - изливал сарказм представитель фракции "Родина" ("Народная воля" - СЕПР) Сергей Глотов. По его словам, все это выглядит почти как ратификация международно-правового соглашения, ведь по идее рядом с мидовским чиновником в международных организациях теперь может сидеть представитель Татарстана.
"Единороссы", настроенные в пользу договора, выступали сдержанно, но весомо. Депутат Николай Гончар заверил коллег, что никакой угрозы федерализму нет, так как центральные власти "остановили этот процесс (ослабления Федерации. - "Газета") и повернули его вспять".
Полуторачасовые наскоки думской оппозиции не переубедили "единороссов". В итоге за договор с Татарстаном проголосовали 306 депутатов при необходимых 226. А против высказались всего 110.