Градус кипения - 208
Вчерашний митинг в центре Красноярска, посвящённый достройке Богучанской ГЭС, зрелище собой являл достаточно любопытное. С одной стороны, закопёрщиками людского скопления на площади Революции выступила небольшая, но сплочённая делегация посланцев Усть-Илимска и Усть-Илимского района из соседней с нами Иркутской области. А с другой - ещё более сплочённую и уж куда более многочисленную колонну, в форменных футболках, с флагами и плакатами, по преимуществу стройотрядовской тематики, выставило красноярское молодёжное политическое движение "Вместе" - в пику экологам и по зову сердца и власти.
Устьилимцы, ведомые депутатом городской Думы, председателем комитета "Ангара-185" Олегом Кочановским, были всерьёз настроены на то, чтобы, говоря их словами, "добиться разумного завершения строительства ГЭС". Это в их понимании означало достройку плотины гидроэлектростанции до отметки 185 метров, рекомендованной наукой ещё в советские времена, но никак не до отметки 208 метров, которая, дескать, является конечной целью нынешних заказчиков строительства.
В этом случае, убеждены наши соседи, в Усть-Илимском районе будут затоплены посёлки Кеуль и Невон, причём пострадает и сам Усть-Илимск. Кроме того, приводили цифровые выкладки приезжие протестанты, из-за разложения древесины и торфяников в водохранилище Богучанской ГЭС экосистеме будет нанесён очень серьёзный вред. А известный красноярский эколог Николай Николаев даже назвал на митинге строительство плотины до 208-й отметки "чудовищным преступлением против природы, населения Красноярского края и Иркутской области".
Другое дело, что железного коня цивилизации остановить ещё никому в истории не удавалось. И балансируя между прогрессом и его последствиями, важно уметь минимизировать неизбежные потери, последующая компенсация которых, как это водится, всегда обходится крайне дорого. При том что есть вещи, впоследствии уже не подлежащие восстановлению в принципе. Об этом и многих других аспектах богучанской коллизии и шёл, в частности, разговор в краевой администрации накануне митинга. Устьилимцы и красноярцы, следует сказать прямо, в ходе горячего диалога далеко не всегда понимали друг друга. Но отрадно уже обоюдное признание того, что Ангара не является головной болью лишь красноярской или иркутской, что судьба реки выше административных границ регионов. На встрече прозвучало предложение создать межрегиональную рабочую группу для совместной проработки решения проблем достройки БоГЭС и провести в ближайшее время солидную научную экспертизу проекта и последствий его реализации. Тем более что с экологических позиций вопрос этот действительно и по сей день не изучен.
А что касается своеобычности вчерашнего действа, то было действительно любопытно видеть смену разнополюсных ораторов на импровизированной протестной трибуне. В один и тот же мегафон, в очередь с экологами и представителями усть-илимской власти, держал речь и лидер движения "Вместе" Павел Корчашкин, суть выступления которого, в принципе, сводилась к тому, что БоГЭС - это одна из прорывных точек экономики края, а молодёжи нужны рабочие места. Хотя, мол, безусловно, проект нуждается и в серьёзной экологической проработке.
Так что оперативно сдвоенный властью митинг обошёлся без скандала. И каждая сторона, по сути, осталась при своих изначальных интересах, чего, собственно, и следовало ожидать. Вопрос один: при каких интересах останутся красноярцы и иркутяне, если к доводам экологов так всё-таки и не прислушаются в итоге? Во всяком случае, на протяжении многострадальной истории ГЭС от "безумных экологов" власть только отмахивалась.