Общий вектор нацелен на Штокман

Под Рождество и Новый год норвежцы решили сделать себе подарок – создать в 2007 году крупнейшую в мире компанию по добыче нефти и газа на морских шельфах. На днях советы директоров норвежских Statoil ASA и Norsk Hydro ASA объявили, что рекомендовали акционерам обеих компаний одобрить объединение операций по добыче углеводородного сырья. Нетрудно догадаться, что такое объединение, обладающее передовым международным опытом работы на северных шельфах, можно рассматривать как еще один шаг на пути партнерства с Газпромом.
Не секрет, что сценарий объединения во многом похожих друг на друга Statoil и Hydro рассматривался российскими экспертами достаточно давно. В 2004 году компаниями уже была предпринята первая попытка объединиться, которая, хотя и не увенчалась успехом, все же продемонстрировала наличие такого сценария у норвежцев.
Вектор развития
О том, что произойдет в результате объединения операций по добыче нефти и газа двух норвежских компаний можно продемонстрировать с помощью векторного поля. Обе компании, хотя и действуют в несколько разных направлениях (Hydro еще занимается добычей алюминия), всегда имели общий вектор развития.
Поэтому в результате объединения операций в области нефтегазодобычи этот вектор просто станет главным перспективным направлением для Statoil и Hydro.
Структурное сходство, общие стандарты и технологии позволяют предположить, что объединение операций пройдет с минимальными потерями. Синергетический эффект от такого объединения способен резко повысить конкурентоспособность Норвегии на мировом рынке нефти и газа.
Для конкурентов это плохая новость, но для партнеров – хорошая. Очевидно, на это и сделан политический расчет.
Сценарный расчет
По мнению экспертов, нетрудно догадаться, что к объединению норвежские Statoil и Hydro вольно или невольно подтолкнул российский Газпром. Осеннее заявление Алексея Миллера о желании разрабатывать Штокман силами российского газового гиганта многие эксперты расценили как переоценку своих возможностей. Ведь $20-миллиардный проект по добыче более чем 3,5 триллиона кубометров газа в одиночку и без опыта не осилит никто.
По мнению экспертов, объединение Statoil и Hydro – давно просчитанный сценарий. Это доказывается уже тем, что правительство Норвегии сразу же поддержало решение об объединении. Эксперты полагают, что во втором квартале 2007 года акционеры обеих компаний одобрят сделку, и уже к третьему кварталу она будет завершена. Не секрет, что норвежские Statoil и Hydro, как и российский гигант Газпром, контролируются государством.
Единственный шанс для Архангельска
Для Архангельской области присутствие Норвегии в проекте освоения Штокмана – это единственный реальный шанс не остаться за бортом этого проекта. По мнению экспертов, Газпром, как и Кремль, чьим инструментом является газовый гигант, рассматривают Архангельскую область как досадное недоразумение, помеху и лишний раздражитель на Севере России.
Раздражение, и это не секрет, вызвано тем, что Кремлю в Архангельской области в основном нужны только сырье и оборонные предприятия, такие как космодром Плесецк, Новоземельский ядерный полигон и северодвинские предприятия ГРЦАС. А решать социальные задачи в регионе, где население составляет чуть более миллиона человек, в Кремле, очевидно, считают политически нецелесообразным, так как и без этого получают от областных властей все, что ни пожелают.
По мнению экспертов, коммуникативная политика Кремля и Газпрома в Архангельской области на протяжении последних десятилетий была подчинена двум задачам – обеспечить функционирование оборонных объектов (прямой интерес Кремля) и внушить жителям области абсолютно ложную мысль о том, что когда-нибудь и им что-то достанется от сырьевых богатств Поморья и Арктики.
Но в последнее время этот коммуникативный проект все чаще дает сбои.
Есть ли польза от Газпрома?
Например, архангельские СМИ уже убедились, что руководители концерна Газпром высказывают крайне разноречивые комментарии относительно перспективных планов компании в Архангельской области.
Так, крайне разноречивы суждения руководителей относительно планов строительства газопровода Нюксеница-Архангельск до областного центра. Одни эксперты в Газпроме считают, что газовая труба до Архангельска никогда не дойдет и очень убедительно это аргументируют. Однако из заявлений Алексея Миллера можно сделать вывод, что это целесообразно (впрочем, обещать – не значит жениться). Правда, третьи эксперты тут же говорят, что газ для поморов будет продаваться по самым дискриминационным ценам в России – в несколько раз дороже, чем для центральных и южных россиян.
Такие же разноречивые суждения раздаются и относительно перспектив участия Архангельской области в разработке Штокмана: «Пока я не вижу какого-то участия Архангельской области в освоении Штокмановского месторождения», – заявил на днях ИА «REGNUM» начальник департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром» Богдан Будзуляк. Однако другой
представитель «Газпрома» прервал Будзуляка, добавив, что в открытых конкурсах могут участвовать «любые предприятия, которые захотят». Эксперты расценили это как доказательство того, что предприятия Архангельской области, несмотря на ее близость к Штокману, будут вынуждены участвовать в газпромовских конкурсах наравне, например, с крупными питерскими предприятиями. Шансов попасть в проект для области в таком случае нет никаких.
Архангельск хочет
Заявление Богдана Будзуляка о том, что Архангельская область якобы не хочет принимать участия в разработке Штокмана, неправда. Ей не дают такой возможности.
Напомним, что именно здесь было создано предприятие «Росшельф» для разработки морских шельфов, которое несколько лет назад не без участия Кремля у региона попросту отобрали. Напомним, что и сам Штокмановский шельф до 1996 года (до указа Ельцина «О шельфах») был частью территории Архангельской области, и можно смело говорить о том, что Штокман у области тоже отняли. И ничего не дали взамен. Это все равно что раздеть человека догола, а затем сказать, что в таком виде ему не место в приличном обществе.
Как ни парадоксально, единственным надежным партнером Поморья все эти годы оставалась Норвегия. Красноречивый факт: норвежские компании продолжили свое сотрудничество с Архангельской областью даже после того, как Газпромом было принято решение осваивать Штокман без иностранных партнеров.
Пока Газпром демонстрирует отсутствие интереса к промышленному и научному потенциалу Поморья (вызывая к себе отвращение у мыслящих жителей края), в Архангельске уже давно открыты центры развития поставщиков для норвежских компаний. В частности, почти четыре года компания Hydro содействует развитию и повышению конкурентоспособности поморской промышленности, делая ее более подготовленной для выхода на стартовые позиции в организации поставок при освоении северных шельфов.
На днях в Архангельске состоялся очередной семинар Центра развития поставщиков «Интершельф», посвященый новой инициативе Hydro, направленной на дальнейшую реализацию стратегии повышения компетенции и развитие региональных поставщиков для нефтегазовой промышленности на Арктическом шельфе.
По мнению организаторов семинара, после объединения Statoil ASA и Norsk Hydro ASA Норвегия продолжит развивать сеть поставщиков и вовлекать промышленный, производственный и научный потенциал Архангельской области в свои сети. Ведь то, что не нужно России и Газпрому, является достаточно дорогим ресурсом для цивилизованного бизнеса.
В феврале-марте 2007 года компания Hydro организует очередной курс «Управление проектами», основанный на всемирно признанном «Руководстве по управлению проектами» (PMBOK ® Guide) Института проектного менеджмента. К участию в нем снова приглашены предприятия Архангельской области.