От «Острова» до «Дозора»
Объявлен короткий список кинематографической премии «Золотой орел»
Церемония вручения премий киноакадемии, создание которой было в 2000 году инициировано Никитой Михалковым, традиционно пройдет 27 января на «Мосфильме». В отличие от старшей по возрасту «Ники», год из года присуждающей премии по не подлежащему серьезным изменениям регламенту, «Орел» все время модифицируется. Позиционировав себя в начале как премия всей кинематографической общественности, он в основном из-за технических неудобств отказался от подобных амбиций. Теперь анкеты всем членам СК РФ не рассылают - голосуют только академики. По уставу их не может быть больше трехсот, сейчас - двести пятьдесят. Длинный список, по которому и ведется голосование, составляет экспертный совет (19 человек), исходя из собственных пристрастий и на основе консультаций с гильдиями, региональными отделениями Союза кинематографистов и фестивалями. Затем членам академии рассылаются диски отобранных фильмов. («Орел» включает не только кинематографические, но и ТВ-номинации.) Если какой-то фильм не попал в длинный список, а продюсер считает, что это несправедливо, он может исправить ситуацию за свой счет: разослать академикам 250 дисков, и картина-«самозванец» будет рассматриваться наравне с прочими. На пресс-конференции председатель экспертного совета Кирилл Разлогов объяснил, что старался избежать дискуссий (совершенно бесплодных). Картина, одобренная хотя бы одним экспертом, автоматически включалась в длинный список, даже если у самого Разлогова от этого кандидата «шевелились волосы на голове».
Фактически автоматом включались призеры основных российских фестивалей и победители проката (по ситуации на 2006 год - фильмы, собравшие больше 10 млн долл.). Если это действительно так, то исчезновение некоторых картин при переходе от длинного списка к короткому - на совести академиков. А загадочные пробелы в списках имеются. «Свободное плаванье» Бориса Хлебникова (приз за лучшую режиссуру на «Кинотавре», фильм - участник конкурсной программы Венецианского фестиваля) появился только в номинации «Режиссер монтажа» (Иван Лебедев), впрочем, наличие такой номинации приятная особенность и заслуга «Золотого орла». Никак не представлен «Бумер. Фильм второй» Петра Буслова (бокс-офис по СНГ - 14 млн долл., второй результат после «Дневного дозора»), нет победителей Выборга: ни «977» Николая Хомерики, ни «Нелегала» Бориса Фрумина, одной из самых интересных, на мой взгляд, картин года, в силу просчетов в позиционаровании фактически не замеченной ни публикой, ни профессионалами.
Справедливости ради скажу, что нынешний год - первый, когда, заполняя анкету для голосования по фильмам, испытываешь затруднения не потому, что достойных не набирается, а потому, что их слишком много.
С точки зрения Кирилла Разлогова, пятерка, выбранная академиками для номинации «Лучший фильм», весьма репрезентативна, так как включает и блокбастеры, и артхаус. От блокбастеров здесь - «Дневной дозор» Тимура Бекмабетова (сборы - 35 млн долл.), от артхауса - по всей видимости, «Живой» Александра Велединского, «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, «Остров» Павла Лунгина. Некую серединную позицию (мелодрама -- популярнейший жанр) занимает «Мне не больно» Алексея Балабанова. Правда, как это ни удивительно, по бокс-офису (всего 1 млн долл.) эта спродюсированная компанией СТВ Сергея Сельянова картина уступает, казалось бы, гораздо менее зрительским «Живому» («Пигмалион-продакшн», продюсер Сергей Члиянц, бокс-офис - 3,5 млн), и «Острову» - фильму, созданному при поддержке телеканала «Россия» и не в последнюю очередь именно благодаря раскрутке телеканала собравшему более 2 миллионов.
Балабанов, Лунгин и Серебренников претендуют и на премию за лучшую режиссуру. «Остров» и «Мне не больно» присутствуют и в списке номинантов на лучший сценарий (Дмитрий Соболев и Валерий Мнацаканов соответственно). Конкуренцию здесь им составляет «Живой», сценарий которого написан Игорем Порублевым при участии Александра Велединского.
Лунгина вообще можно назвать бенефициантом нынешней премии: не только «Остров» представлен в основных кинематографических номинациях, но и телевизионная работа режиссера -- на мой взгляд, недооцененный мини-сериал «Дело о мертвых душах» (НТВ) -- тоже будет претендовать на «Орла». Среди других телевизионных фаворитов «В круге первом» (РТР), «Грозовые ворота» («Первый»), «Доктор Живаго» (НТВ), «Мастер и Маргарита» (РТР), «Охота на изюбря» («Первый»).
Самые большие вопросы вызывают актерские номинации, в том числе телевизионные. Сопоставимы ли по качеству роли Анны Ковальчук («Мастер и Маргарита») и Инны Чуриковой («В круге первом»)? Не является ли игнорирование Олега Меньшикова в роли Юрия Живаго в большей степени раздражением против личности актера, чем реальной оценкой его работы? Почему не попали в мужскую номинацию «Лучшая роль второго плана» Владимир Епифанцев с Максимом Лагашкиным («Доктор Живаго»), а в аналогичную женскую -- чудесная Инга Оболдина из «Мне не больно»? Наконец, как можно было не заметить актерские работы Алексея Серебрякова («Нелегал»), Александра Яценко («Свободное плаванье») и Владимира Вдовиченкова («Бумер. Фильм второй»)?
Возможно, вопросов было бы меньше, если бы прошло предложение Разлогова - в каждую номинацию включать не трех, а пятерых претендентов (пока пять названий только в номинации «Лучший фильм»). Но из-за нежелания удлинять и удорожать церемонию (все номинанты, а не только победители получают денежные призы) предложение не прошло. Зато, начиная с прошлого года, все номинанты «Орла» получают предложение вступить в Европейскую киноакадемию. Правда, как заметил глава российской киноакадемии Владимир Наумов, не все это предложение принимают: ежегодный взнос там целых 200 евро.