Минздрав, опасный для жизни…
50 депутатов Госдумы направили обращение Владимиру Путину с просьбой остановить т.н. «реформу» здравоохранения. Парламентарии уверены, что действия Правительства и региональных администраций создают угрозу для жизни и здоровья россиян

Надо отдать должное думским депутатам от КПРФ. В обойме политических партий они оказались единственными, кто (пусть и в преддверии выборов) решил громко, на всю страну заявить о том, до какой ручки довел Россию за последние годы Минздрав. Конечно, об опасности и губительности реформ, проводимых ведомством Вероники Скворцовой, громко и митингово заявляли и общественники, и отдельные представители профсообщества. Рядовые россияне пока организовано и повсеместно своей позиции не обозначали. Но не потому, что не видят проблемы – тяжесть ее они чувствуют всем своим кошельком – а просто в силу традиционной разобщенности и инертности.
В своем обращении к Владимиру Путину коммунисты смогли кратко обрисовать все «итоги» реформы. А они безрадостны, если верить данным Счетной палаты и сообщениям с мест.
Как выяснили аудиторы, сокращение медицинских работников в регионах проводится без предварительного планирования и учета возможных последствий. Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей – на улице оказалось более 19 тысяч человек (без учета Крыма). Общее же количество медработников, по данным Росстата, снизилось за год на 90 тысяч человек.
Под мероприятия по «оптимизации» в 2014-2018 годах подпадают 952 медицинских организации, из них почти половина (49,6%), 472 были закрыты в 2015 году. Закрывают, в основном, больницы и поликлиники. В результате к концу 2018 года по сравнению с 1 января 2014 года численность больничных организаций сократится на 11,2%, амбулаторно-поликлинических организаций на 7,2%.
По медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения регионов уже на конец 2014 года было сокращено 33 757 коек. Только в Москве за два года больницы потеряли около 20 тысяч мест. Вопреки острой нехватке медицинских работников, в городе происходит увольнение более 8 тысяч медиков, закрытие более четверти больниц, на ремонт и оснащение современным оборудованием которых затрачены многие миллиарды рублей.
Ограничение доступности медицинской помощи населению коснулось и сельских жителей. До 2018 года планируется сократить фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), заместив их частично «офисами» врачей общей практики. И это сегодня, когда 17 500 населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тысяч расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач. А 879 малых населенных пунктов не прикреплены ни к одному ФАПу или «офису» врачей общей практики!
Вопреки утверждения Минздрава, «оптимизация» отрасли не повлекла за собой повышения зарплаты медработников. Рост уровня средней заработной платы вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более.
Искусственно создаваемый Минздравом дефицит кадров и койкомест привел к резкому снижению доступности медицинских услуг и их качества. Сроки ожидания оказания медицинской помощи по целому ряду регионов превышают необходимые в 2 и более раз. Например, в Пензенской области выявлено превышение предельных сроков ожидания при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме более чем на 20 дней приема врачей: кардиологов, неврологов, офтальмологов, эндокринологов, гастроэнтерологов, ревматологов и онкологов. По ряду медицинских организаций ожидание по записи на ультразвуковое исследование превышает 1,5 месяца.
Результат вполне ожидаем: резкий рост как внутрибольничной летальности, связанный с тем, что из-за отсутствия или нехватки мест в отделениях интенсивного лечения тяжелых больных кладут в обычное терапевтическое отделение, так и числа умерших на дому. В стране непрерывно растет смертность: если сравнивать показатели января-февраля 2015 года с аналогичным периодом 2014 года, то этот показатель составил 2,2%.
Опять же, несмотря на заверения Минздрава, больные не получают необходимых лекарств. И этих людей очень много: из 2 миллионов безнадежно больных, нуждающихся в сильнодействующих анальгетиках, 70% их не получают, в 25 регионах получают 2-10% нуждающихся, в 36 - менее 2%. Однако учитывая галопирующий рост цен на лекарства в аптеках, скоро даже обычные лекарства будут недоступны и многим работающим. Хотя руководство Минздрава пытается делать вид, что в деле лекарственного обеспечения все нормально.
Несколько дней назад на одном из федеральных телеканалов был сюжет о новых разработках медицинских манипуляторов для проведения операций. Корреспондент задал Веронике Скворцовой вопрос о таблетках и импортозамещении. В ответ он услышал, что есть проекты, например, с венгерской «Гидеон Рихтер», лекарства которой, в том числе популярный каивнтон, производятся нынче в Подмосковье. Оставим на совести министра тему о том, производится или просто расфасовывается в блистеры. Потупившись, министр тихо заявила, что цена на таблетки «российская». То есть низкая.
Как вам не стыдно, Вероника Игоревна! Для справки: в аптеках Москвы венгерский кавинтон российской расфасовки стоит в среднем 250 рублей. Хотя его полный аналог, российский винпоцетин, обойдется в 3 раза дешевле. И где вы увидели «российские» цены?
Но вернемся к письму Президенту. Цель проводимых Минздравом мероприятий очевидна, уверены авторы обращения. Это – внедрение в России платной медицины. Но «в таком случае, программа «оптимизации» здравоохранения нарушает не только право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, но и посягает на конституционный принцип, согласно которому медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно», отмечают они.
Этот процесс надо как можно скорее затормозить. «Необходимо срочно менять медицинскую политику в целях обеспечения фундаментального права граждан России на жизнь», пишут авторы документа. А вместо повального сокращения числа медицинских организаций, врачей и мест в медицинских учреждениях - решать реальные проблемы отрасли. Заодно и ввести ответственность чиновников за необдуманные и вредные реформы.
Итак, депутаты спросили – президенту придется ответить. Главное, чтобы ответ исходил из Администрации, а не от Минздрава, куда распишут обращение с дежурной формулировкой «Пр. рассмотреть и подготовить ответ». Это уже будет совсем не смешно…