Помогут ли деньги? Поможет ли престиж?
Президент Владимир Путин подписал указ об основных направлениях развития государственной гражданской службы на ближайшие два года.
С одной стороны вызывает легкое удивление то, что горизонт планирования развития важнейшего государственного института ограничен 2018 годом. С другой, очевидно, что и в этой среднесрочной перспективе новому (или старому новому) руководству страны, со всей неизбежностью придется вновь и вновь обращаться к вопросам эффективности святая святых государственного аппарата - системе государственной службы.
Согласно утвержденному главой государства документу, главными приоритетами развития института госслужбы являются повышение качества формирования кадрового состава и его профессионализма, а также повышение престижа гражданской службы и совершенствование антикоррупционных механизмов.
Что касается кадров актуальность и своевременность поставленных задач вопросов не вызывает: со сталинских времен известно, что именно "кадры решают все". По поводу внимания к антикоррупции тоже долго распространятся, пожалуй, не нужно. По данным исследовательского холдинга Ромир, обнародованным в начале августа, более трети (36%) россиян обеспокоены коррупцией, и этот показатель вырос на 6 процентных пунктов по сравнению с результатами аналогичного опроса в 2014 году (30%). В этом рейтинге социальных "болячек" коррупция занимает не очень почетное четвертое место, уступая лишь росту цен (70%), бедности (66%) и безработице (41%).
Но, вот с престижем госслужбы такое ощущение, что авторы подписанного президентом указа слишком поскромничали. И по всем опросам, и по всем другим народным "приметам" госслужба и так котируется на уровне "выше некуда" в рейтинге кадровых предпочтений работающей части россиян.
Причем, на стабильность выбора работы на государство не повлияли ни кризисная заморозка роста чиновничьих окладов, ни повышение для чиновников возраста выхода на пенсию до 65 лет. Обеспечиваемая при работе на государстве социально-экономическая стабильность, важное для многих чувство сопричастности к власти являются для многих пределом мечтаний при выборе работы. Выше этого, наверное, - только работа в крупных государственных компаниях уровня "Газпрома" и "Роснефти".
Конечно, идеологи указа наверняка могут возразить, что в Москве и Санкт-Петербурге с их заведомо более широкими возможностями на рынке труда как раз и наблюдаются трудности с набором персонала в органы государственной власти, особенно на должности низового звена. Но, стоит ли изобретать указ для 2 городов федерального значения, если вся страна живет по совсем другим правилам, согласно которым заветная корочка чиновника в кармане автоматически приобщает тебя к средним и высшим слоям социальной иерархии?
Конечно, не вызывает сомнение декларированные президентским указом необходимость введения в федеральных госорганах электронного кадрового документооборота, повышения объективности и прозрачности конкурсов на замещение вакантных должностей, создания специализированного информационного ресурса для чиновников и "механизма мотивации" для их профессионального развития.
Не менее важной задачей, отодвинутой, правда, до 2019 года является прописанная в указе задача совершенствования системы материального стимулирования чиновников. Причем, одновременно с этим предлагается внедрить новую методику оценки и систему мониторинга эффективности деятельности подразделений для профилактики коррупции, а на официальных сайтах госорганов должны появиться разделы с актуальной информацией по противодействию коррупции.
Конечно, уже давно прописавшиеся на всех государственных и муниципальных интернет-ресурсах предельно куцые, какие-то дистрофические странички, посвященные профилактике и противодействию коррупции ничего, кроме легкой и грустной усмешки при их прочтении не вызывает: слишком явственно впечатление, что, если что-то в этой сфере и происходит, то происходит по ощущениям либо совсем наверху, либо совсем под ковром. Пожалуй, единственное заведомо полезное, что несут любопытствующим эти страницы - так это выделение желудочного сока и прочих видов доброй зависти при ознакомлении с имущественным положением представителей руководства и членов их семей...
Шутки шутками, но любое внимание к системе государственной, а также и муниципальной службы, тем не менее, оправдано и должно быть просто обречено на особое рвение чиновников, обязуемых выполнять соответствующие положения соответствующего указа. И не только потому, что, как показывает практика, одними мерами материального стимулирования чиновников лучше работать не заставишь, равно как и не остановишь коррупцию и злоупотребления.
В астрономии есть такое понятие, как предел Чандрасекара, описываеющее верхний предел массы, при котором звезда может существовать как белый карлик. Если масса звезды превышает этот предел, то она становится нейтронной звездой. На Земле все гораздо сложней: хоть какие зарплаты, бонусы, спецклиники не назначай современным чиновникам, хоть как ни усиливай антикоррупционный нажим со стороны Прокуратуры, Следственного комитета, ФСБ, МВД, как брали, так и будут брать. Нет предела коррупционным аппетитам потому, что не знает чиновник, сколько нужно взять, чтобы, если что, всегда что-то осталось, если к нему придут. Берут, потому что знают, что не работает принцип неотвратимости наказания. Берут, потому что видят, что даже те, кто сидят выше и берут больше часто отделываются почти символическими наказаниями.
Единственное, что может спасти страну от тотального мздоимства, как уверяют эксперты комитета Кудрина и прочие умные головы из академического сообщества - это самоограничение государства, сокращение практики государственного регулирования в общем и целом. Боюсь, правда, что, даже, если страна когда-нибудь и двинется по этому пути, либо идти придется слишком долго, либо уровень попутных потерь не будет соответствовать потенциальному эффекту...
Автор - директор НИЦ проблем коррупции, к.ю.н.