Спасет ли Собянин Басаргина?
В администрации Пермского края назревают серьезные политические перестановки. Местные элиты не готовы мириться с губернатором-«варягом»
С 5 мая 2012 года Пермский край возглавляет Виктор Федорович Басаргин. Его биография за последние 25 лет типична для определенной категории чиновников. Из комсомольских функционеров. В 90-е – заместитель, а потом начальник Фонда имущества Свердловской области. В нулевые трудился в аппарате Полпреда Президента в УрФО. Затем 4 года возглавлял Министерство регионального развития. На этом посту «отличился» тем, что в июле 2010 года подписал приказ № 418/339, согласно которому перечень исторических городов России был сокращён более чем в 10 раз - с 478 до 41. В частности, в перечень не вошли такие города, как Москва, Псков, Нижний Новгород и другие. Чуть ранее засветился в скандале вокруг покупки здания торгпредства Венгрии на Красной Пресне в Москве. Договор о покупке был заключен с посредником, который продал министерству здание по цене, в 7 раз превышающей цену покупки у бывших хозяев.
Да и на новом месте, в Перми, г-н Басаргин то и дело подкидывал темы для обсуждения. Заморозка проекта строительства метро, заморозка реконструкции Театра оперы и балета, скандалы вокруг передачи площадок под застройку ГК ПИК и Ренова. И многое другое.
В Перми Басаргина не приняли. За ним прочно закрепился ярлык «члена членом межрегионального тюменского сообщества». Более того, постоянное противостояние с местными политическими элитами вот-вот приведет к масштабному и публичному кризису власти.
Явным признаком этого стало недавнее «исчезновение» заместителя главы администрации края Кирилла Маркевича, который внезапно ушел в отпуск. И это притом, что глава администрации края Анатолий Маховиков тоже находится в отпуске, а в регионе полным ходом идет подготовка к выборам 2016 года.
Исчезновение ключевого чиновника произошло как раз на фоне «бунта» местных элит против краевых властей. Дело в том, что сейчас в ряде территорий конкурсные комиссии работают над обсуждением кандидатов на посты глав территорий. Причем их деятельность отнюдь не всегда совпадает с планами краевой администрации. В частности, члены конкурсных комиссий Кунгура, а затем и Кудымкарского района «прокатили» кандидатов от краевых властей Владимира Алистратова и Евгения Желудкова.
Заседания комиссий прошли без участия Маховикова и Маркевича, хотя и того и другого кандидата поддерживал лично Кирилл Маркевич. «При этом и представители губернатора в конкурсных комиссиях «посыпались» от непонимания, что делать, а затем еще и между собой начали спорить, кого из кандидатов нужно поддержать», - говорит источник в администрации губернатора.
Местные политологи считают все происходящее системным кризисом власти. «Просматривается отсутствие общих подходов в решении вопросов. Нет представления, какими качествами должен обладать соискатель на должность главы территории. Должен ли он быть членом «Единой России» или же обладать широкой поддержкой? Должен ли кандидат гарантировать хорошие результаты на выборах 2016 года, есть ли у него ресурсы для достижения этих результатов? Откуда в конкурсе по Кунгуру вдруг возникла фигура Алистратова, который обладает в этом городе крайне неоднозначной репутацией? Все делается по наитию».
Подобная ситуация выглядит странно, тем более, что все это происходит накануне масштабных выборов. Осенью 2016 года пермякам предстоит выбрать депутатов Государственной Думы РФ, краевого Законодательного собрания и Пермской городской думы. Кроме того, в половине территории состоятся местные выборы.
При этом губернатор края Виктор Басаргин, оставшись один на один с проблемами в последние дни никак публично себя не проявляет. Чего-то ждет? Или кого-то?
Напомним, что в бытность работы заместителем Полномочного представителя Президента в УрФО Виктор Басаргин поддерживал постоянные контакты с Сергеем Собяниным. Собственно, его карьера резко пошла вверх, когда Собянин стал главой администрации Президента РФ.
Тогда Сергей Собянин искал контакты в регионах. Судя по всему, в УрФО таким человеком и стал Виктор Басаргин.
Уже в марте 2007 года Басаргин возглавил наблюдательный совет ОАО «Корпорация «Урал промышленный - Урал Полярный». Она была создана для реализации разработанного в 2005 году по инициативе Петра Латышева проекта «Урал промышленный - Урал полярный», об участии в котором заявили Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский электрометаллургический комбинат, группа «Мечел», РАО «ЕЭС России», «Газпром», а также ряд иностранных газо- и нефтедобывающих компаний.
По подсчетам специалистов аппарата полпреда, к 2010 году сумма инвестиций в проект должна составить 11 миллиардов долларов. В Басаргине Собянин нашел «верного Кента» - тот на посту главы министерства регионального развития мог обеспечить контроль над главами субъектов.
Ранее высказывались предположения, что при этом раскладе со стороны Басаргина и других «медведевских министров» временами мог идти откровенный саботаж работы кабинета министров, во главе которого находился Владимир Путин. Вот лишь один пример. В сентябре 2009 года премьер подписал распоряжение правительства РФ о привлечении зарубежного кредита на финансирование проекта «Реформа ЖКХ». В том же месяце Басаргин как глава министерства подписал соглашение с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о выделении России кредита в размере 6,2 миллиарда рублей на финансирование реформы ЖКХ (изначально планировалось взять заем в 10 раз больше - в размере двух миллиардов долларов). Таким образом, в масштабах страны, финансирование было микроскопическим – Виктор Басаргин «заваливал» работу…
После того как стало понятно, что Владимир Путин снова станет Президентом РФ, а особыми достижениями в Минрегионе и не пахнет, Виктора Басаргина пришлось спешно пристраивать на другую должность. И он возглавил Пермский край вместо ушедшего «по собственному» Олега Чиркунова.
Однако, судя по всему, и будучи главой региона, Виктор Басаргин продолжает обсуживать интересы межрегионального тюменского сообщества. Достаточно вспомнить, что министром транспорта Пермского края был назначен тюменец Алмаз Закиев, который в Тюмени был известен как автор схемы тендерных откатов.
В целом же нынешняя ситуация с кризисом власти в Пермском крае чревата серьезными последствиями. И прежде всего, для «Единой России». Открытое противостояние местной элиты и главы региона может привести к провалу «единороссов» на выборах 2016 года. Пострадает ли от этого сам Виктор Басаргин? Если Собянин прикроет его в очередной раз, то вряд ли. По крайней мере, две площадки для пермского губернатора у него, на первый взгляд, есть – Москва и ХМАО. Но настолько ли сильны, несмотря на гром парадов и помпезные дни города, позиции самого Собянина в Москве? Это большой вопрос…