Дети из пробирки

Вологжанка Елена Нифонтова (ФИО изменены из этических соображений) уже 10 лет мечтает о ребенке. Лена вышла замуж в 18 лет, и юные супруги очень ждали своего первого малыша. Однако во время беременности у будущей мамы случился аппендицит, осложненный перитонитом.
Женщину спасли, а вот ребенка она потеряла. В брюшной полости остались множественные гнойники, и ей пришлось перенести еще пять операций. Забеременеть после всего этого ей так и не удалось.
Елена тщетно ходила по врачам. В 2005 году девушка узнала о том, что существует областная программа, по которой ей могут помочь за счет бюджета. Искусственное оплодотворение стоимостью примерно в 98100 тысяч рублей входит в программу, поэтому женщина обратилась в Департамент здравоохранения и представила бумаги, подтверждающие ее диагноз.
Лену направили в московский НИИ акушерства и гинекологии, где при помощи сложной современной технологии ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) она смогла забеременеть и спустя положенный срок родить абсолютно здоровых ребятишек. Это оказалась двойня — мальчик и девочка, которые стали абсолютным счастьем для Лены и ее мужа.
Лечение или материнский капитал?
В России сегодня почти 20 тысяч детей, рожденных после лечения методом ЭКО. В год появляется примерно тысяча «искусственных» младенцев. По мнению Геннадия Буренкова, заместителя главврача областной больницы, лечение бесплодных пар — одна из альтернатив материнскому капиталу как способу повышения рождаемости. «Я давно увлекаюсь статистикой, — рассказывает опытный врач. — И недавно прочитал, что число бесплодных пар приближается к десяткам тысяч. Это хороший резерв для политики, которой сегодня придерживается наше государство. И эту точку зрения разделяет, например, Жириновский, выступивший против материнского капитала. Он заявил, что лучше бы эти деньги потратили на лечение бесплодных пар. В этом я с ним абсолютно согласен».
Сегодня в Департаменте здравоохранения Вологодской области очередь из бесплодных родителей. «Работа расписана на два года, потому что изза высокой стоимости процедуры мы направляем на лечение в месяц только одного человека», — рассказывает Елена Вологдина, начальник сектора защиты материнства и детства.
Вологодская область уже два года как оплачивает лечение бесплодия вологжан. Сначала пациентов направляли в НИИ акушерства и гинекологии Москвы, а вот уже два с половиной месяца работают с русскофинским центром «Аве Петер» в СанктПетербурге. Причина смены партнера, по словам Елены Вологдиной, в том, что гарантия успеха у питерских медиков — выше и составляет 4548%. А это одна из самых высоких гарантий в России.
Кредит на пробирку
За два года программой воспользовались более десятка семейных пар. И каждая процедура стоимостью около 100 тысяч рублей остается прежде всего попыткой. «Это очень важно, что бюджет области оплачивает эту попытку, которая может остаться без отдачи», — объясняет Елена Вологдина. В некоторых странах за подобное лечение платят сами пациенты, а в других число попыток за счет государственного бюджета ограничено до 23.
«Согласитесь, что и в нашей стране человек со средним уровнем доходов вряд ли сможет позволить себе попытку забеременеть за такие деньги, — считает Вологдина. — Я знаю, что многие вологжане берут кредиты, занимают деньги в долг, чтобы оплатить процедуру ЭКО».
Берут кредиты, потому что пока программа по оплате дорогостоящих операций касается только жителей Вологодской области, горожане, живущие в Вологде и Череповце, под нее не подпадают. И только в феврале 2007 года будет решаться вопрос о включении их в программу. «К нам приходят женщины, которых направляют гинекологи областной больницы или же из Центра планирования семьи, — рассказывают специалисты Департамента здравоохранения. — И уже когда поставлено «бесплодие» как диагноз, пациент имеет право стать участником программы. И справок о доходах не требуется — имущественных критериев нет».
В тему
Первый в мире «ребенок из пробирки» появился на свет в Великобритании в 1978 году. Это была девочка Луиза Браун. Сегодня, 28 лет спустя, у нее растет собственная здоровая дочка, которую она родила самостоятельно. Первый российский «ребенок из пробирки» — Елена Донцова, которая на 8 лет младше Луизы Браун. Как сообщает «Московский Комсомолец», получив диплом торгового техникума, Елена работала в Севастополе официанткой в ресторане. «Аленка была ребенком неболезненным, — подчеркивает мама Елены Ольга Донцова. — Ветрянка, простуды — все как у обычных детей. В больнице, правда, она ни разу не лежала».
Из досье «Премьера»
ЭКО — экстракорпоральное оплодотворение. При ЭКО женщина получает специальные лекарства, способствующие выработке в яичнике не однойдвух яйцеклеток, как в природных условиях, а 10, 15, 20. Затем, когда яйцеклетки созревают, их забирают из брюшной полости и соединяют со спермой мужа. Как только появляется эмбрион, его переносят в полость матки. Официально вся эта процедура называется ЭКО и ПЭ — экстракорпоральное оплодотворение и перенос эмбриона. Стоимость ЭКО рассчитывается индивидуально, в зависимости от необходимой пациентке подготовки и медикаментов.