Тени прошлого над Башкортостаном
В итоге выборов республика рискует вернуться в «лихие 90-е»
Наследники топливно-энергетической империи Муртазы Рахимова – первого президента Башкирии, взявшего из рук непрочной федеральной власти «столько суверенитета, сколько смог», и даже больше, – активно включились в кампанию по выборам нового главы республики. Чем это может обернуться для региона, и страны в целом, популярно разъяснил на днях известный башкирский журналист Марат Хайруллин.
В недавней его статье, опубликованной популярным российским еженедельником «Совершенно секретно» есть замечательный эпизод. «В 1996 году позорными Хасавюртовскими соглашениями закончилась первая чеченская война, – вспоминает автор. – Я как журналист отработал на ней довольно плотно, что называется, пешком обойдя всю Чечню, попав даже на новогодний штурм Грозного 1994 года. В 1997 году я работал уже на Башкирском телевидении и был автором документальных фильмов об этой войне. И однажды ко мне прямо в редакцию пришли сразу несколько чеченских полевых командиров – просто «пообщаться». Как оказалось, они вполне себе официально лечились и отдыхали в санаториях Башкирии. Я тогда был молод и не очень понимал в принципе, что в жизни происходит, но даже при том уровне понимания ситуации у меня случилось некое «несовпадение в файлах» – я этих людей видел с оружием в руках, стреляющих в российских солдат. И вдруг они спокойно, с тросточками, разгуливали по Уфе, поправляя здоровье!»
Этот эпизод как нельзя лучше характеризует ту степень автономности, которую бывшие национальные республики обрели в результате чудовищного бардака, иначе не скажешь, в высших эшелонах тогдашней российской власти, и знаменитого высказывания Ельцина: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». По замечательному совпадению, фраза эта была сказана 8 августа 1990 года тогдашним председателем Верховного Совета РСФСР именно в Уфе – столице республики, президент которой несколько лет спустя «прикарманил» целый топливно-энергетический комплекс.
Автор расследования напоминает, что детали той приватизации, которую аудитор Счетной Палаты РФ Игнатов назвал «хищением века», были обнародованы еще в 2004 году, но справедливого наказания никто до сих пор так и не понес, а выведенные из под контроля государства многомиллиардные активы перекочевали в собственность АФК «Система».
«Государственные доли 27 крупных предприятий региона, грубо говоря, были присвоены властями нового государства под названием Башкортостан! – пишет автор. – Тринадцать из них относились к так называемому Башкирскому ТЭК – нефтеперерабатывающие заводы, ряд предприятий нефтехимии, нефтедобывающее подразделение «Башнефть», шестое по мощности энергетическое предприятие России «Башэнерго» и еще многое другое, даже часть федеральной трубопроводной системы. И здесь надо подчеркнуть то, как беспрецедентно грубо это было сделано – республиканские власти не пытались договориться с центром, не подписывали никаких протоколов, даже из элементарной вежливости не направили соответствующее письмо в правительство России. Просто поставили перед фактом: это уже наше, башкирское. <...> Тринадцать предприятий БашТЭК были консолидированы в два холдинга – «Башнефть» и «Башнефтехим». <...> А в 1998 году глава республики Рахимов подписал указ о создании Башкирской топливной компании, которой и были отданы в управление оба этих холдинга. И официально груководить Башкирской топливной компанией он поставил своего сына – Урала».
О масштабах аферы красноречиво говорят цифры: только два предприятия – «Башнефть» и «Башнефтехим» – обеспечивали до 80% налоговых и иных поступлений в бюджет республики. То есть, в результате, опять же, суверенной воли Муртазы Рахимова, львиная часть башкирской экономики была передана в руки частных инвесторов. Каких именно – выяснится позже.
Постояв у руля башкирского ТЭК, Урал Рахимов, с окончанием многолетних полномочий своего папы, вроде как тоже ушел в тень. Правда после проверки Счетной Палаты Следственным комитетом России на него все же было заведено уголовное дело (впрочем, ничем серьезным это пока не закончилось). Но вот недавно, как выяснил автор расследования, появилось еще одно уголовное дело, фигурантом которого стал владелец компании АФК «Система» Евгений Евтушенков. То есть, контроль над республиканским ТЭК оказался в руках именно этой промышленной группы.
Как это произошло, в Башкортостане знает сегодня любой обыватель. Ведь линия разделения власти между представителями семейного клана Рахимовых и группы Евтушенкова была обозначена давно. Ведь вице-президентом дочерней фирмы АФК «Система» в Башкирии был ни кто иной, как Раиль Сарбаев, позже при Рахимове занявший должность премьер-министра республики. И в результате его усиленной «протекции» стопроцентный госпакет акций, в частности, «Башнефти» «похудел» до скромной доли в 1,3 процента.
И вот сегодня именно Раиль Сарбаев, поддерживаемый московским олигархом, стал одним из главных кандидатов на должность президента республики Башкортостан.
Автор расследования напоминает, что закат эры правления Рахимова был обусловлен именно проверками Счетной Палаты, начавшимися в 2002 году, а точнее – сенсационными результатами этих проверок, опубликованными двумя годами позже. Выяснилось, в частности, что потери государства от проведенной приватизации составили 15-20 миллиардов рублей в виде недополученных бюджетом налогов плюс, как мы уже говорили, сами предприятия ТЭК – субъекты налогообложения – перешли из-под контроля государства в руки господ Рахимовых, отца и сына, и господина Евтушенкова.
Именно на фоне этих цифр Муртаза Рахимов в 2003 году свои очередные выборы с треском проиграл.
Но, видимо, время для реванша назрело, и вот уже Раиль Сарбаев промывает мозги башкирских избирателей предвыборными лозунгами. Какие силы сегодня заинтересованы в победе именно этого кандидата – совершенно не секретно, а очень даже понятно.