Эх, Самара-городок…
Государственные проверки в регионах Приволжского ФО выявили массовые нарушения в бюджетной, социальной, трудовой сферах. Так, в Самарской области каждый третий человек работает в антисанитарных условиях, а Саратовская дала треть всех нарушений по линии Росфиннадзора.
Волшебные олени Николая Меркушкина
Самарская область вновь попадает в число регионов с огромным дефицитом бюджета. Но решать актуальные проблемы врио губернатора намерен только за счет федерального бюджета. В политическом плане это позволит ему подчинить региональные элиты, не принимающие «чужака»
Когда губернатор Самарской области Николай Меркушкин уходил с должности на досрочные выборы, главными словами поддержки стала фраза Владимира Путина о том, что опыт управления регионом у него солидный. Однако два с половиной года, прошедшие с момента перехода от руководства Мордовией к руководству Самарской областью показали, что начальственные привычки и технологии, работавшие в национальной республике, здесь не совсем к месту.
Николай Меркушкин – человек системы, который должен работать в предложенных Кремлем рамках, считает бывший заммэра Тольятти Вячеслав Волков. «Мордовия – небольшой субъект, куда проще привлечь федеральные деньги. Он пришел сюда и увидел, что здесь все намного сложнее», говорит он. В том, что в Самаре все будет не по команде сверху и не так гладко, как в Саранске, стало ясно очень быстро. До прихода Меркушкина область всегда относилась к числу регионов-доноров. Однако буквально через полгода она перестала быть таковым – в сентябре 2012-го стало ясно, что своих бюджетных средств не хватает.
Причина, по мнению экспертов, была не только в объективных экономических трудностях. Превращение региона в дотационный играет, как ни странно, важнейшую роль для регионального руководства с точки зрения управляемости местных элит. Поэтому и Самара самоисключилась из списков доноров не случайно. «Как это ни парадоксально звучит, но руководителю выгодно делать регион дотационным – тем крепче и стабильнее будет его собственная власть, так как только он обеспечивает необходимую связь с федеральным центром», считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. А такая управляемость Меркушкину очень нужна. «За эти два с половиной года ему приходилось серьезно бороться с теми кланами, которые сложились до него и которые, наверняка, намекали на то, что он назначенец и не «наш» человек», говорит самарский политолог Сергей Дьячков.
Этот централизованный управленческий ресурс уже активно используется Меркушкиным и в преддверии выборов 14 сентября. Как заявил депутат самарской городской думы, член КПРФ Сергей Ракитин, «сам господин Меркушкин проводит везде и всюду встречи … и говорит людям, что-де должно быть 95% за меня, а в противном случае вы не получите поддержки из бюджета области и ничего у вас не будет построено и так далее. Это что? Это не нарушение закона о равенстве кандидатов?», спрашивает он.
Конечно, в Самарской области хватает объективных проблем, которые Меркушкину решить, несмотря на громкие заявления, не удалось, но которые имеют большой общественный резонанс. Это и АвтоВАЗ, и банковский кризис, и высочайший уровень коррупции, и трудности у «любимой игрушки региона» - ФК «Крылья Советов», который в этом году впервые вылетел из Премьер-лиги. PR участия региона в Чемпионате мира по футболу (только что подписано распоряжение главы Правительства о выделении 13,8 млрд рублей на строительство стадиона) перекрыть весь негатив не может. И последние проверки экономического состояния области эти опасения подтвердили.
Так, согласно официальной статистике, за 2013 год Самарская область потеряла 25 миллиардов рублей, причина, по мнению экспертов, в неудовлетворительных условиях труда. Каждый третий работник губернии работает в антисанитарных условиях. Каждое шестое рабочее место не оснащено средствами индивидуальной защиты, а каждое двадцатое травмоопасно. Растёт число погибших работников, трудоустроенных неофициально. Ежегодно региональной трудовой инспекцией выявляется семь - восемь тысяч нарушений прав работников. В 2013 году дополнительные две тысячи нарушений обнаружила областная прокуратура.
В первом полугодии 2014 года Росфиннадзор дважды проводил массовые ревизии и проверки во всех 14 регионах ПФО по фактам использования средств федерального бюджета. На Самарскую область пришлось самое большое количество – 151 проверка. По итогам 1 квартала регион «взял» самую большую сумму штрафов – 1,166 млрд рублей. Во втором квартале, правда, Самара уступила место соседям. Росфиннадзор приводит такие данные: всего нарушений на 466 млн, из них неправомерно использовано 17 млн 76 тыс., другие финансовые нарушения 449,6 млн рублей. А вот в Саратовской области из 13,6 млрд рублей федерального бюджета более 2,6 млрд были израсходованы с нарушениями. Это наихудший показатель по ПФО - фактически треть от всей суммы нарушений в округе.
Неутешительны и глобальные финансовые показатели. По итогам 2013 года бюджет Самарской области не получил запланированного объема налогов. Как сообщается на портале губернской думы, план по налоговым и неналоговым поступлениям выполнен на 93,4%. Область не досчиталась доходов по самому крупному налогу - налогу на прибыль (на 14% меньше запланированного и на 13% меньше той суммы, которую область получила в 2012 году). В результате Самарскую область включают в число 6-ти регионов с низким уровнем бюджетной обеспеченности, которым для выравнивания дефицита бюджета будет выделено 170 млрд рублей. На 2014 год дефицит регионального бюджета запланирован на уровне 18,9 млрд рублей (11,9% расходов). Напомним, что бюджет 2013 года был принят как профицитный, но в ходе выполнения стал дефицитным. За время пребывания Николая Меркушкина у власти размер дефицита не уменьшается – видимо, оценки наших экспертов все-таки имеют под собой реальную почву.
Очевидно, что выбираться из этой ситуации областные власти будут исключительно за счет федеральных средств. Очередные шаги уже сделаны – в частности, Правительство продлит действие постановления о компенсации АвтоВАЗу процентов по кредитам, полученным на техническое перевооружение.
Единственный сектор областной экономики, который не «просел» на общем фоне – аграрный. Помимо традиционных направлений, в области решили заняться экзотикой - в Кинель-Черкасском районе будут разводить… оленей. На мясо. Местный минсельхоз планирует выдать под такое начинание внушительный грант. Но вряд ли Николаю Меркушкину хватит одних оленей, чтобы умчаться в безоблачную страну своих политических хотений. Здесь требуется тонкая работа с местной элитой. А такого желания у врио губернатора пока не наблюдается.