Рейдерград «Сколково»
Захват земель теперь происходит под государственным флагом
Под шумок благородной идеи верховной власти создать в России собственную «Кремниевую долину» расторопные рейдеры готовятся захватить и «распилить» изрядный кусок супердорогой земли в подмосковном Сколково. И похоже на то, что власти готовы благословить эту затею, так и не успев понять, что именно творится под их эгидой на территории будущего иннограда.
Судите сами: 21 сентября Госдума приняла в третьем чтении пакет законопроектов по Сколково, в том числе – и поправки в действующее законодательство. Ничтоже сумняшеся, 22 сентября и Совет Федерации одобрил создание «территориально обособленного комплекса для развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов». Дело за подписью Президента. Но, не дожидаясь этой «маленькой формальности», уже 23 сентября в Москве состоялось первое торжественное заседание Градостроительного совета «Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» (Фонд «Сколково»). Результаты его оперативно вывешены на официальный сайт Фонда. Грех не полюбопытствовать – о чем же шла речь?
Оказывается, Совет был сформирован «для оказания экспертной поддержки в выборе и разработке градостроительной концепции будущего технополиса и помощи Фонду в формировании в Сколково максимально комфортной городской среды для ученых-инноваторов». Соответственно, члены совета и обсуждали… шорт-лист инженерных и архитектурных компаний, претендующих на право разработать концепцию иннограда. Заявки подали не много, не мало – 28 юрлиц! Уж больно сладкий кусок предлагается…
- На этом этапе для нас важно получить мнения лучших мировых экспертов по урбанистике для принятия наиболее правильного решения о будущей застройке территории инновационного центра «Сколково, - заявил вице-президент Фонда «Сколково» Виктор Маслаков.
Урбанистика – это, конечно, здорово, без урбанистики инноваторам – никуда… Но почему - ни слова о науке? Случайно ли такое досадное упущение? Отнюдь нет. Желающие могут ознакомиться в открытом доступе: в тексте сколковского законопроекта вообще не содержится слов «наука», «научные исследования и разработки» (НИР) или «научные исследования и опытно-конструкторские работы» (НИОКР). Вице-президент РАН, академик Жорес Алферов, недавно назначенный научным руководителем Сколково, скромно уточняет: законопроекты по Сколково с представителями Академии наук не обсуждались.
- Проект «Сколково» очень важен. Но мы должны четко понимать, что это не закрытая зона инновационного режима, а образец для создания других подобных центров, - заявляет между тем член комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Виктор Зубарев. - Считаю необходимым создать совместную рабочую группу для взаимодействия «Единой России» с Фондом развития Сколково. Причем у этой рабочей группы должен быть конкретный план совместных мероприятий, в котором будут указаны определенные сроки выполнения и ответственные люди. К работе должны быть привлечены ученые, общественные союзы. Нужно, чтобы все силы - экономические, общественные, политические, были направлены в одну сторону.
Золотые слова – по факту, увы, пока резко расходящиеся с делом. Даже по мнению далекого от науки депутата «Справедливой России» Михаила Емельянова, будущий инноград не располагает первоначальной научной, технологической и кадровой базой; Сколково в заявленном формате ориентировано не на фундаментальные научные исследования, требующие безвозвратных вложений на протяжении десятилетий, а в лучшем случае - на быстрые инновационные разработки коммерческого характера. Но разве это плохо?
- В России давно назрела необходимость создания новой отечественной конструкции, объединяющей бизнес и науку, которой у нас до сих пор не было, - считает председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России, член комиссии Президиума Генcовета партии «Единая Россия» по молодежной политике Андрей Спиридонов. - Поэтому принятие закона по проекту «Сколково» - очередной важный шаг, способствующий развитию и коммерциализации инноваций в России.
Значит, инновации должны быть коммерчески оправданы? Более чем разумно. Поэтому год назад в качестве вариантов территориального размещения нового технограда обсуждались Томск, Новосибирск, Обнинск, Дубна… Это тоже было бы разумно. Не случайно в эфире программы «Свобода мысли» профессор Сергей Капица призвал власти и научное сообщество при построении инновационной экономики больше внимания уделять не опыту создания американской Силиконовой долины, а опыту, накопленному новосибирским Академгородком. Но в итоге все же победило мнение руководителя рабочей группы проекта Сколково Виктора Вексельберга: нужно строить новый проект «с нуля», при этом, например, нельзя использовать Томский университет в качестве основы проекта, потому что там всего несколько лабораторий оснащены современным оборудованием. Отметим в скобках: «несколько лабораторий», кажется, все же лучше, чем «с нуля»? Или все же в Одинцовском районе есть кое-что «не с нуля»?
Как не быть! Сколково расположено в одном из самых дорогих районов, в 5-7 километрах от Барвихи. Цены на землю здесь стартуют от 40 тыс. долларов за сотку в зависимости от места и окружения. Соответственно, высоки и цены на недвижимость, строительство, товары и услуги. В калифорнийской Силиконовой долине стоимость аренды офисных и производственных площадей сравнительно невелика, любая молодая компания может позволить себе открыть офис. Но мы же не ищем легких путей, правда?
- Конечно, красивые дома там построят и покажут про их открытие репортажи по телевидению. Только причем тут рост инновационного бизнеса? – спрашивает управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. - Мы просто получим еще одну обособленную зону. Уже есть Рублевка - зона для жизни, есть «Барвиха Luxury Village» - зона для шопинга. И будет Сколково - зона для псевдоинтеллектуальной деятельности.
В том же уверена и известная журналистка Юлия Латынина:
- Когда я вижу, что есть проект, где кусок элитной жилплощади будет застраиваться в течение трех с половиной лет элитной недвижимостью, для реализации какового проекта даются бесконечные льготы и отнимаются в этот проект, переводятся другие земли федерального или нефедерального подчинения, я заключаю, что это проект постройки элитной недвижимости. Этот слон сидит в клетке, он серенький, у него хобот, у него уши, а почему на нем написали, что это нанотехнологии, я не знаю.
- Очевидно, что так называемая Кремниевая долина становится обычным коммерческим проектом, предназначенным, как говорят в определённых кругах, для распила бюджетного бабла, - вносит конкретику президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. - Долина будет размещаться на землях, принадлежащих Роману Абрамовичу, и часть денег будет выплачена ему. Кроме того, серьёзно подорожают соседние земли, также подконтрольные этому бизнесмену. При этом площадь земель, передаваемых под долину, составляет 375 га. Это много для Абрамовича, но совершенно недостаточно для создания настоящего центра высоких технологий.
Впрочем, нельзя сказать, чтобы высокие умы об этом не подумали. Так, в письме на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова Виктор Вексельберг попросил прирезать к Сколково еще 103 га «путем выкупа, обмена или иными способами» (к этим «иным способам» мы еще вернемся чуть позже). А в минувшем июле правительственная комиссия по развитию жилищного строительства определила, что проекту требуется уже 600 гектар. Для этого потребуется не только выкуп земель Абрамовича, но и лежащие по соседству наделы, данному бизнесмену не подконтрольные. И вот тут-то как раз и вступают в силу не случайно упомянутые «иные способы».
Напрасно ли Фонд «Сколково», впервые в новейшей истории, выхлопотал себе часть функций муниципальных образований? Еще более экстерриториальная территория, еще более низкие налоги, еще более роскошные здания… Еще более особый правовой режим, который фактически отменяет действие отдельных российских законов. Как отмечают эксперты, для его введения необходимо будет скорректировать, среди прочих, закон об общих принципах организации местного самоуправления. Фактически территория «Кремниевой долины» будет насильно исключена из территории муниципального образования Новоивановское, что противоречит статье 131 Конституции РФ, которая позволяет изменение границ территории местного самоуправления только с учетом мнения населения.
Но когда, простите, рейдеров интересовало мнение местного населения? Особенно – рейдеров «нового типа» едва ли не в открытую размахивающих государственным флагом? С населением здесь обходятся предельно жестко. Не взирая на заслуги и звания.
Так, на предлагаемых под освоение землях располагаются территории НИИ сельского хозяйства центральных районов нечернозёмной зоны, вместе с экспериментальными полями (два участка 58,38 га и 88,87 га). Важность этих полей заключается в том, что на них выводятся многие стратегически важные сорта злаков - 20 % всей российской пшеницы. В случае освоения территории нет сомнений, что институт потеряет эти поля. Более того, по неофициальной информации, НИИСХ в ближайшее время вообще будет закрыт. Кого-нибудь это волнует? Разве что коллектив института…
- Среди нас несколько сот простых тружеников, законно владевших земельными долями в совхозе, в котором мы работали, - рассказывают дольщики ЗАО «Матвеевское», организаторы акции протеста Тамара Семенова и Антонина Федотова. - Борьба за эти земли идет уже много лет, её жертвами стали два наших руководителя, которые были убиты в 90е годы. И теперь на земле, которая, по нашему убеждению, захвачена рейдерами, будет строиться инновационный центр «Сколково». Но разве можно воплощать в жизнь государственный проект с нарушением законодательства и ценой ущемления прав сотен людей?
Наивные колхозники… Еще как можно, если сильно хочется! Например, на 8,5 га «обреченной» земли последние девятнадцать лет работает компания «СИВМА». «СИВМА» - не только крупный и пунктуальный налогоплательщик, но и отечественный производитель, к поддержке которого не призывал только ленивый. Созданная, вырабатываемая и реализуемая компанией линейка продуктов детского питания «Бабушкино Лукошко» - едва ли не единственная на российском рынке, успешно конкурирующая с зарубежной продукцией не только по цене, но и по качеству. Казалось бы, кого и поддерживать, если не «Лукошко»?
Наивные предприниматели… Недавно работники компании с ужасом обнаружили, что их земля на сайте Фонда «Сколково»… уже включена в территорию будущего иннограда (так вот вы какие – «иные способы»?). Так сказать, в уведомительном порядке. Чуть спустя, после хорошей театральной паузы, от Фонда поступило классическое «предложение, от которого невозможно отказаться»: выметаться с насиженного места за 25 километров от Москвы, в район Ликино. На пустую землю по соседству с бывшей птицефабрикой. Хранить сверхчистую детскую еду в поле, овеваемую застарелым куриным пометом?! Ничего, российская молодежь сильная, и не такое съест…
Да что те колхозники, что предприниматели, что дети? Рядом с полями НИИСХ проложен водовод подъёма Западной водопроводной станции (обслуживает четверть населения Москвы), для которого определена зона санитарной охраны: полоса шириной 50 м в обе стороны. Не понятно, как это соседство сочетается с развитием ядерных технологий в будущем научном центре, особенно при планах ввести отдельные санитарные правила на его территории. Под угрозой здоровье четверти столицы! Но «инновационные земли», надо понимать, важней.
- Процедура основания иннограда близ Рублёвки требует хоть какого-то экономического обоснования, - недоумевает президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова. - Ни на один подобный проект это не похоже. По проекту понятно только две вещи: есть земля и крупные госинвестиции… Но у проекта нет внятной цели. Авторы проекта не публикуют свой инвестиционный меморандум, хотя это общепринятая мировая практика. Мы имеем дело с абсолютно романтическим проектом, PR-проектом. И такая идеология крайне раздражает население. Это проявляется в основном в Интернете: никогда ещё реакция аудитории и блоггеров так сильно не противоречила сообщениям о проекте.
Наивные ученые… Действительно, стороннему наблюдателю может показаться, что он наблюдает очередную попытку построить «лучшую в мире мышеловку», не задавшись вопросом, откуда в нее будут попадать мыши, сколько их наберется — и есть ли тут вообще мыши. Но даже такими «романтиками от науки» в Сколково и не пахло. Не зря же «город будущего» все больше напоминает старые проекты то ли технопарков, то ли особых экономических зон. И упомянутые «мыши» здесь тоже будут, вот только к науке они вряд ли будут иметь хоть малейшее отношение. Не зря же многие из заложенных ранее технопарков по сей день находится в стадии разработки проектно-сметной документации, а в их бизнес-планах можно обнаружить статьи расходов на строительство гостиниц, экспоцентров и даже… кладбищ. Большая часть компаний, допущенных в технопарки, никакого отношения к IT не имела, зато никогда не упускали случая освоить больше земель, чем этого требовал проект.
Еще бы! Сегодня существует маленькое Сколково – элитный коттеджный поселок с развитой инфраструктурой. Неподалеку расположена одноименная престижная школа управления, прозванная в народе «школой олигархов». Близость Сколково к столице, а также чистый лесной воздух делают поселок идеальным местом для жизни. Он просто станет больше – если, разумеется, в процесс не вмешается верховная власть, как в Химкинском лесу. А вот возникнет ли по соседству с элитным жильем инноград, и как он будет действовать (если вообще будет) – для лихих землеосвоителей, чувствуется, вопрос второй. Да и отвечать на него придется после 2012 года. До той поры много утечет и воды, и денег, и людей – за пределы страны, как водится. Ищи ветра в поле!
- Если Сколково станет офшором для бизнеса в сфере науки - и хорошо, - уверен глава комитета Госдумы по экономической политике Евгений Федоров. - По крайней мере, наука начнет зарабатывать, в ней станет крутиться в десятки раз больше денег, чем теперь. Мы идем дорогой, которой уже прошли сотни стран, все уже отработано и никаких сбоев не произойдет.
- Количество институтов инновационной экономики у нас не меньше, чем в инновационно развитых странах. У нас есть технопарки, ОЭЗ, венчурный фонд, малый инновационный бизнес, центры в закрытых городах. Мы все создали, что нужно, но оно работает неэффективно. Есть, по-видимому, какие-то дефекты в общей организации работы, - не разделяет этого оптимизма бессменный министр финансов РФ Алексей Кудрин.
Что ж, поспешим подсказать министру, какие у нас «дефекты в организации» - авось, еще не поздно одернуть зарвавшихся рейдеров в отдельно взятом Сколково. А заодно просветим и депутата ЕР касательно «дороги, которой уже прошли сотни стран». Благо, что за прецедентом и сходить приятно – в цветущий тропический рай…
…В конце 1990-х гг. малазийский премьер Махатир Мохаммад торжественно открыл «город будущего» Киберджайю в пригороде Куала-Лумпура. По замыслам разработчиков, это «город, где человек, природа и технологии будут гармонично уживаться друг с другом». На площади около 3 тысяч га в итоге должен был возникнуть «уникальный сплав тропической экосистемы и новейших информационных технологий». Десять лет спустя Киберджайя все ещё город-призрак: надежды на то, что туда тут же соберутся высокотехнологические компании и производства, не сбылись. Зато в благодатной тропической экосистеме уже возник «уникальный сплав» элитного жилья и человеков, любящих гармоничную жизнь… Сколково – на очереди?