Генподрядчик «Газпрома» обсчитал монополию на 19 млрд рублей при строительстве мостов
Российская госмонополия «Газпром» могла потерять 19 млрд рублей по вине своего генподрядчика. Газовую компанию обсчитали на кругленькую сумму при строительстве 26 мостов на железной дороге Ямала.
Российская госмонополия «Газпром» могла потерять 19 млрд рублей по вине своего генподрядчика. Газовую компанию обсчитали на кругленькую сумму при строительстве 26 мостов на железной дороге Ямала. По неофициальным данным, генподрядчик мог быть близок к топ-менеджерам «Газпрома». Делом уже занялся Следственный комитет РФ.
При строительстве железной дороги Обская - Бованенково - Карская как минимум 13 мостов были построены не в точном соответствии с проектами. Например, вместо железобетонных плит, к которым должны были крепиться рельсы, были использованы деревянные шпалы, вместо опор из железобетонных контурных блоков - стальные трубы. В некоторых случаях мосты не были оснащены ледорезами (конструкциями, предотвращающими толкновения льдин с опорами моста).
Предприниматель Павел Небов считает, что «неправильных» мостов на линии может быть еще больше - 26. Сам Небов до начала 2007 года он был гендиректором и совладельцем компании «Мостострой-13», которая входила в группу «Ямалтрансстрой». После того как у Небова возникли разногласия с партнерами по газпромовским подрядам, он сфотографировал часть мостов на линии Обская - Бованенково - Карская и в январе 2012 года направил снимки вместе с копиями проектной документации и смет «Ямалтрансстроя» в Следственный комитет России (СКР).
По подсчетам Небова, разница в стоимости между тем, что изначально запроектировано, и тем, что построено, составляет около 19 млрд рублей (15% стоимости всей дороги). Железная дорога Обская - Бованенково - Карская обошлась «Газпрому» в 130 млрд рублей. Построить ее было необходимо для освоения крупнейшего на Ямале Бованенковского месторождения. Проектировала магистраль компания «Ленгипротранс», строительством 22 мостов на дороге (из более чем 70) занимался «Ямалтрансстрой».
Между тем, «Ведомости» полагают, что компания, которая построила «Газпрому» мосты, была связана с газпромовскими топ-менеджерами. Так, московская компания «Ямалтрансстрой» стала генподрядчиком строительства 22 мостов линии Обская - Бованенково, заключив договор с «дочкой» «Газпрома» в декабре 2006 года. Генподряд на остальные мосты получили компании, связанные с «Ямалтрансстроем»: три моста досталось «Ямалтрансстрою» из Лабытнанги и еще один - ОАО «Нефтересурсы» (с 2006 года «Ямалтрансстрой» владел в нем 36,43%).
Ранее единственными владельцами «Ямалтрансстроя» были фирмы родственников потомственного строителя Игоря Нака - двух его сыновей, супруги, матери и отца, заслуженного строителя РСФСР Владимира Нака. Игорь Нак с начала 1990-х был депутатом в Ямало-Ненецком автономном округе, а к 2006 году уже несколько лет как возглавлял окружной политсовет отделения «Единой России».
За месяц до заключения контракта на строительство газпромовской железной дороги у «Ямалтрансстроя» появился новый совладелец. Половина компании перешла к московскому ООО «ТГИ-капитал». В свою очередь зарегистрированный в 2005 году «ТГИ-капитал» был близок к топ-менеджерам «Газпрома». Компания входила в группу «Трастгазинвест» и имела один адрес и телефон с головной компанией этой группы - «ТГИ-финанс», которая принадлежала сыну члена правления «Газпрома» Ярослава Голко (51% с 2005 г.), и супруге еще одного члена правления «Газпрома» - Валерия Голубева - Татьяне (25% с 2007 г.). Голубев возглавлял газпромовский департамент инвестиций и строительства до Голко - тот работал его первым замом.
На железнодорожных мостах могли заработать не только строители. Технику для строительства и автомобили Mercedes-Benz S500 «Ямалтрансстрой» брал в лизинг у фирмы «ТГИ-лизинг», которая полностью принадлежала «ТГИ-финанс». Небов рассказал, что у его компании было обязательство брать технику в лизинг именно через «ТГИ-лизинг», а сами подрядчики оказывали газпромовцам разные «мелкие знаки внимания», например, оплаты перелетов.
В «Газпроме» ситуацию с подрядом не комментируют. В компании заявили только, что уже ответили на «аналогичные вопросы» Следственного комитета, который расследует по этому поводу уголовные дела.