Варвары идут на рекорд
Больше сотни снесенных с лица земли исторических зданий за время правления Собянина, из них 21 памятник только в этому году, ясно показывают сегодняшние предпочтения столичных чиновников
«Крестовый поход» мэра Собянина
В уходящем году в Москве снесли 21 историческое здание. Такие данные привел журналист и координатор движения «Архнадзор» Андрей Новичков, подведший итоги архитектурного вандализма 2018 года. Андрей отметил, что часть зданий снесена незаконно, часть – с разрешения властей – и допустил, что, возможно, есть разрушенные здания, о которых пока ничего не известно.
Можно выделить несколько наиболее громких случаев. Во-первых, это снос исторического квартала на Софийской набережной в мае этого года. Проект был согласован в 2017 году правительством Москвы под возведение жилого комплекса. Еще один вопиющий случай произошел со зданием из исторического ансамбля городской усадьбы Шибаевых на Новой Басманной улице, распоряжение о сносе которого подписал лично Сергей Собянин. Причем, никакая историко-культурная экспертиза в данном случае не проводилась.
Еще один резонансный снос затронул адрес на 2-м Котельническом переулке: дом притчи церкви Косьмы и Домиана. Государство не единожды заявляло деревянное здание под государственную охрану, однако столичные власти наплевали на это, дав отмашку застройщику начать снос – причем, еще до появления на свет разрешительного документа на проведение таких работ.
Местные жители попытались воспрепятствовать произволу – и даже однажды выстроили «живой щит» вокруг здания. И буквально тут же, как по волшебству, в течение нескольких минут разрешение на работы появилось в электронном виде.
Еще один скандальный случай произошёл в Костянском переулке, 13, с доходным домом Бородина начала XX века. Этот объект так же пытались поставить под государственную охрану как памятник – однако, столичный департамент культурного наследия в рекордные две недели «нарисовал» отказ в выдаче статуса, после чего здание на «законных» основаниях было снесено.
Помимо вышеуказанных объектов в печальный список исторических зданий, частично или целиком сметенных с лица земли, пополнили: корпус Паровой шоколадной фабрики Иванова на Малой Ордынке ул., 25 – для строительства жилого комплекса, Доходный дом Эггерс 1913 года постройки на улице Россолимо, 4, где строительная компания планирует возвести «бутик-отель с апартаментами».
Так же были разрушены Доходный дом архитектора Пиотровича на Пушкарёвом переулке, 12, павильон «Мосхлебторг» на ВДНХ, конструктивистское здание АТС на Бакунинской улице, 5, исторические корпуса XIX-XX веков Александровской железной дороги.
В список жертв собянинского правительства попало и здание бывшей медсанчасти завода «Борец» на Складочной улице, 6, которое было снесено 9 октября 2018 года и на месте которого застройщик готовится возвести многофункциональный жилой комплекс. А еще утеряны корпус усадьбы XVIII века на улице Александра Солженицына, 33, конструктивистское общежитие Наркомтяжпрома («дом-самолёт») на Донской улице, 14 и прядильная фабрика Шлихтермана XIX века на Павелецкой набережной, 8, стр.24.
«Черная метка» мэра исторической Москве
Эпопея разрушения старого города длится уже далеко не первый год. В прошлом году, к примеру, с лица земли исчезло полтора десятка исторических зданий. Одна из наиболее ценных потерь – трёхэтажный дом усадьбы Неклюдовой XVIII-XIX веков на Малой Бронной улице.
Тогда градозащитники отмечали, что Мосгорнаследие не только отказало в присвоении зданию статуса памятника, но чиновники еще и заявили, что оно было построено в 1969 году – хотя все документы, указывающие на его историческое прошлое есть и, о них все знают.
Снос ценного в архитектурном и историко-мемориальном отношении исторического дома в очередной раз показал: нет такой жертвы, которую городские власти не готовы принести на благо своих партнеров-девелоперов. На месте снесенного дома застройщик уже получил разрешение возвести высотный элитный комплекс.
Еще одним заметным актом вандализма прошлого года стало уничтожение фундаментов средневекового Иосифо-Волоколамского подворья на Биржевой площади. История произошла летом 2017 года, когда под видом «благоустройства» были демонтированы фундаменты и части стен первого этажа средневекового подворья Иосифо-Волоколамского монастыря с храмом Благовещения XVI-XVIII веков.
Уже в сентябре 2017 года они были полностью уничтожены. Демонтаж уникального археологического объекта произвели ради сооружения на его месте машинного отделения «уникального» фонтана по программе «Моя улица».
«Необходимо отметить, что при реализации программы «Моя улица» весной-летом 2017 года по уже печальной традиции были повреждены фундаменты и подземные части снесенных в ХХ веке архитектурных памятников Москвы: церкви Введения в Псковичах на Большой Лубянке, стен Китай-города на Новой площади и Москворецкой набережной, Никольской церкви и трапезной Сретенского монастыря и других», – отмечали тогда в Архнадзоре, так же сожалея о том, что «правительство Москвы абсолютно игнорирует норму федерального подзаконного акта – постановления правительства России «О зонах охраны объектов культурного наследия», согласно которому ценные градоформирующие объекты подлежат сохранению».
Как очередной печальный пример такому поведение московских властей – проект сноса бывшего завода «Красный Богатырь» в Сокольниках.
При этом, как уверяют градозащитники, в статистике сноса объектов исторической среды, не имеющих охранного статуса либо имеющих статус «ценного градоформирующего объекта» (ЦГФО), ежегодно происходят количественные изменения – однако, список все новых и новых зданий, попадающих под снос, продолжает увеличиваться.
Кроме того, до сих пор не гарантированы от сноса объекты, заявленные или рекомендованные на охрану. То есть, постановка под охрану затягивается как можно дольше, чтобы здание можно было по закону снести. А когда его уже нет – то и ставить на учет нет нужды. По такому принципу, например, в 2017 году был потерян павильон железнодорожной платформы «Рабочий Поселок». Объект стоял в очереди на рассмотрение, чтобы сделать его охраняемым – однако, снос был проведен до решения Мосгорнаследия по заявке на охрану.
Зато вместо настоящих памятников появляются «новоделы» – например, открытый в 2017-м году парк «Зарядье», который его создатели называют ни много, ни мало «шедевром архитектуры мирового класса». Хотя, как считают в «Архнадзоре», этот объект может смело претендовать на главный приз в номинации «Профанация года».
«Парк» «Зарядье», несущий банальную нагрузку бессмысленного «новаторства», по мнению специалистов, абсолютно лишён каких-либо связей с историческими смыслами этого значительного в московской истории места – ну, кроме разве что крошечного в масштабах всего комплекса историко-археологического музея.
Что самое смешное, основными ценностями «парка» объявлено то, что находится за его пределами и отношения к нему никакого не имеет – виды на Кремль, собор Василия Блаженного и ближайшие окрестности.
Москвичи давно жалуются на то, что из Москвы на глазах уходит ее история, теряется ее истинный облик, который так любим местными жителями – особенно в свете идущей семимильными шагами реновации и программы «Моя улица» с их десятками уродливых высоток, странными тротуарами и корявыми скверами.
По мнению экспертов, во время второго срока на посту главы города Сергея Собянина, столица продолжила ускоренным ходом терять свое лицо. Проблема осложнилась ликвидацией «сносной комиссии», которая рассматривала заявки на снос зданий, не имеющих индивидуального охранного статуса. Предвидеть и предотвратить риски для таких зданий стало сложнее – прозрачность намерений чиновников исчезла. Теперь все вершится в кулуарах – по-тихому, а люди просто ставятся перед очередным печальным фактом.
А их, этих фактов, уже немало. Всего, начиная с 2010-го года, когда мэром стал Собянин, утрачено более полутора сотен объектов историко-культурного наследия. «Очень часто бульдозерами сносились целые кварталы, возведенные выдающимися архитекторами», – писал координатор «Архнадзора» Новичков.
И если в первый год своего мэрства Собянин, можно сказать, лишь «разминался» (в 2010-м году было снесено два исторических памятника), то во все последующие годы этот вандализм был фактически поставлен на поток: 12 памятников уничтожено в 2011 году, восемь – в 2012-м, 30 исторический зданий и сооружений снесено в 2013-м, 23 – в 2014-м, 28 – в 2015-м, 27 – в 2016 году. И против пятнадцати в прошлом году – двадцать один памятник истории уже в этом.
Вандализм не знает выходных
Год почти закончен, «Архнадзором» список утрат составлен – но похоже, такой же, если не больший список появится и в 2019-м. Например, уже сейчас под угрозой в исторической части Москвы может находится еще одно здание. На этот раз «дамоклов меч» правительства Собянина навис над купеческим домом ХIХ века на Большой Никитской.
У застройщика уже есть, судя по всему, согласованный с властями план возведения на этом участке современного высотного жилого комплекса. Кстати, поговаривают, что строить здесь будет та же компания, что уже возводит многоэтажку на месте другой почившей в бозе исторической усадьбы – Анны Неклюдовой на Малой Бронной. Здание, пережившее революцию, Великую Отечественную и бзики всех советских вождей и градоначальников, благополучно снесли в мае этого года.
Что же касается купеческого дома на Большой Никитской, то здесь, как рассказывает местная жительница Елена Ткач, «все началось с решения градостроительной земельной комиссии, которая разрешила здесь строительство до 32 метров в высоту. Это порядка девяти этажей».
При этом здание – довольно в сносном состоянии. Отштукатуренный фасад, лепнина и декор на месте. И даже белые пилястры не сделали серыми ни московская грязь, ни время. Здание, построенное еще в начале ХIХ века, дошло до нас практически в неизменном виде.
Кстати, в непростые для страны девяностые власти нашли возможность сделать в доме капитальный ремонт. Поменяли перекрытия, укрепили фундамент… «Здесь все новое. Не тот случай, когда дом разваливается и его надо как-то менять. Менять как-то его архитектуру – это кощунство», – говорят те, кто живет неподалеку.
Это здание – на самом деле часть российской и московской истории. «До революции здесь располагалось издательство, которое называлось «Мусагет». Одним из основателей этого издательства был знаменитый поэт Белый», – поясняет историк столицы – Дмитрий Французов.
Да и вокруг купеческого дома тоже сплошь и рядом история. В двух шагах – московская консерватория, напротив – творение Федора Шехтеля – «Парадиз», сегодня это театр Владимира Маяковского. До Кремля – меньше километра. Правда, в нынешних градостроительных реалиях это звучит как приговор любой застройке – цена за квадратный метр в таком месте просто зашкаливает. Поэтому здесь сравняют с землей хоть историю, хоть культуру. Сегодня для московских чиновников бизнес – это все. Остальное, если не мешает, пусть стоит до поры, до времени. А если попалось на пути – под ковш экскаватора.
Недалеко живет и работает, от почти приговоренного купеческого дома, народная артистка РСФСР, актриса Московского академического театра имени Владимира Маяковского Светлана Немоляева, которая тоже выражает свою позицию человека и гражданина:
«Уже скоро шестьдесят лет, как я хожу по этой улице. Там дом – здесь театр. И каждый раз я прохожу мимо этого красивого купеческого дома. Я уверена – особняковая старая Москва не должна уйти безвозвратно. Она должна жить. Почему бы этим людям, у которых есть деньги и желание построить что-то свое, не обратить внимание на такие здания, которые действительно на ладан дышат?».
Однако, у столичных властей есть свое мнение – и оно в корне отлично от того, чем озабочены и чем дышат простые горожане. История для чиновников – дело, скажем так, нерентабельное. Капитал на нем не построишь, денег не отложишь – так, чтоб себе, детям и внукам. Именно по этой причине вместо усадьбы Неклюдовой, построенной в середине ХIХ века, скоро в небо упрется высотная многоэтажка. И это лишь один из многих десятков примеров.
Стройка в самом разгаре, однако, апартаменты класса «де люкс» приобрести можно хоть сегодня – средняя цена всего-то 270 млн. рублей за квартиру. Жители Пресненского района, где пока еще стоит купеческий дом, боятся, что его ждет та же участь.
«Крестовый поход» мэра Собянина продолжается и на секунду не сбавляет своего темпа. При таком ритме разрушений очень скоро историю Москвы можно будет изучать только по книжкам. Многие горожане уже сравнивают градоначальника с многочисленными врагами России, делавшими набеги на Москву в стародавние времена – и грустно шутят, что мало кто из них может сравниться с господином Собяниным по размаху причиненного городу ущерба. Как говорится, …с таким мэром и враги не нужны…