Сообразили на троих
В рейдерском захвате «Павловскгранита» засветились Герман Греф, Андрей Белоусов и Артем Чайка
Бывший владелец ГОКа и экс-депутат Воронежской облдумы Сергей Пойманов идет на выборы в Госдуму России от партии «Родина». Выдвигается он на родине, в Павловском одномандатном округе (№90). В случае удачного исхода голосования г-н Пойманов может вернуться к проблеме ОАО «Павловскгранит», некогда одного из ведущих ГОКов Центральной России и крупнейшего нерудного предприятия в Европе. Четыре года назад «Павловскгранитом» завладел известный столичный бизнесмен, основатель ГК «ПИК» и бывший владелец Национальной нерудной компании Юрий Жуков. В захвате ГОКа Жукову активно помогал Сбербанк. Но, как недавно выяснилось, среди фигурантов этого громкого дела засветился и нынешний советник Президента России Андрей Белоусов, в те годы возглавлявший Департамент экономики и финансов Правительства России.
Когда осенью прошлого года мы рассказывали о роли Сбербанка в ситуации вокруг «Павловскгранита», мы предполагали, что Правительство (в лице г-на Белоусова) отнеслось к нему как к спору хозяйствующих субъектов и особо в тему не вникало. Однако ряд обстоятельств заставил нас взглянуть на эту тему иначе.
Напомним, что проблемы у Сергея Пойманова возникли в 2010 году, когда в Сбербанке признали проблемным кредит в размере свыше 5 млрд рублей, взятый им в августе 2008-го. Деньги Пойманов брал на приобретение 47% акций «Павловскгранита» у своего партнера Сергея Мамедова. После этого он становился главным акционером предприятия – в руках у него оказывалось более 70% ценных бумаг. Погасить кредит в срок бизнесмен не сумел, и тогда против него началась настоящая война, в которой, как неоднократно сообщали СМИ, Сбербанк принял самое непосредственное участие. Пойманов пытался защищаться – он обратился с письмом на имя Владимира Путина, на тот момент - председателя правительства РФ, с просьбой о помощи. Путин дал указание разобраться Андрею Белоусову, тогда - главе Минэкономразвития РФ, о чем свидетельствует наложенная им на письмо резолюция.
Будучи чиновником, Белоусов, разумеется, не мог не выполнить поручение своего начальства. Но в деле «Павловскгранита» для него возникла своего рода вилка – он не мог сказать «нет» своему бывшему руководителю. Ведь до назначения в Сбербанк Герман Греф возглавлял Минэкономразвития, а Андрей Белоусов работал у него замом.
Известно, что передел «Павловскгранита» осуществлялся силами дочерней структуры Сбербанка - компании «Сбербанк Капитал». Ее возглавляет Ашот Хачатурянц. Хачатурянц прославился переделом колоссальных объемов чужой собственности с их последующей выгодной перепродажей. Но афишировать это Герман Греф и Ашот Хачатурянц не спешили. Именно поэтому, как предполагают независимые СМИ, они с помощью Андрея Белоусова сделали все возможное, чтобы представить происходящее спором двух хозяйствующих субъектов, не требующим вмешательства правительства. Руки им развязала бумага, подписанная Белоусовым. И понятно, что изготовление подобной индульгенции было невозможно без ведома начальства. Чтобы получить добро, требовалось представить происходящее Владимиру Путину в нужном для концессионеров свете. Дескать, никто не хочет заниматься реструктуризацией долгов ГОКа. И главе кабинета была направлена соответствующая версия.
Кроме Грефа, Хачатурянца и Белоусова, к отжиму у Сергея Пойманова «Павловскгранита» приложил руку теперь уже бывший заместитель главы Внешэкономбанка Анатолий Балло. Он появился здесь не случайно. Дело в том, что Юрий Жуков был совладельцем ООО «ВЭБ Управление проектами». Так вот, будучи участником совещания, на котором рассматривалось дело «Павловскгранита», Балло обстоятельно излагал причины, по которым долг ГОКа реструктурировать нельзя. Но почему же Белоусов умолчал о них в отчете Путину? Вероятно, дело в том, что вскоре после предоставления отчета Анатолий Балло стал фигурантом уголовного дела по факту мошенничества и хищения у ОАО «Евразийский» 14 млн долларов. Похищенные средства, по версии следствия, были частью кредита, выданного госбанком в 2008 году на модернизацию системы водоснабжения в Ростове-на-Дону.
Чтобы не допустить реструктуризацию долгов ГОКа, в ход были пущены разнообразные приемы, включая хитроумные комбинации с заказными письмами. «Почта России», которая славится специфическим стилем работы, сработала как часы. Она потеряла в интересах Сбербанка заказное письмо, обошедшееся Сергею Пойманову в миллиарды рублей. Комбинация позволила спрятать явно заниженную оценку предприятия, осуществленную силами сына Германа Грефа Олега, списать 36% акций «Павловскгранита» и лишить Пойманова шанса защитить свою собственность в суде.
Не возымели успеха также попытки заручиться поддержкой Внешэкономбанка, который, кстати, на тот момент от правительства России курировал… Андрей Белоусов. Ни доводы о том, что Павловск относится к категории моногородов, ни условия, на которых предлагалась реструктуризация долга, ни другие доводы на него не повлияли. И теперь, когда связка «Белоусов-Балло-Жуков-Греф» столь очевидна, считают воронежские СМИ, становится понятным, почему Белоусов и ВЭБ не приняли никакого участия в судьбе «Павловскгранита».
Внешэкономбанк с подачи Анатолия Балло так ловко прокредитовал Юрия Жукова, что банк потом и деньги свои не вернул, и простил Жукову залог. Жуковский «Атлантик» получил у государственной кредитной организации 3,6 млрд рублей на приобретение ГОКа. Причем по ставкам в полтора раза ниже, чем те, которые предлагались Поймановым (10% годовых против 15-17%, под которые изначально получал деньги Пойманов).
Примечательно, что решение Грефом было принято вопреки заключениям подразделений Сбербанка, которые оценили финансовое состояние ООО «Атлантик» как плохое, риски правового характера высокими, а само кредитование нецелесообразным. Достаточно привести один факт: уставный капитал жуковской фирмы составлял 10 тыс. рублей. И тем не менее, кредит был выдан 21 декабря 2011 года на заседании кредитного комитета Сбербанка, который вел сам г-н Греф.
Как указывает воронежский интернет-ресурс «Четыре пера» со ссылкой на протокол заседания комитета, в этом документе Греф сотоварищи запротоколировали события, на легальных основаниях от них не зависящие и еще не случившиеся.
О каких же событиях идет речь? В частности, о праве ООО «Трейд» продать кипрской фирме Urasay Ltd заложенное под кредит Сбербанка имущество, конкретно - акции ОАО «Павловскгранит». Все бы хорошо. Кредитор имеет право добиваться возврата долгов. Но проблема в том, что торги, на которых ООО «Трейд» купило акции «Павловскгранита», состоялись только через девять дней после комитета.
Известно, что торги в рамках исполнительного производства, возбужденного по заявлению Сбербанка против Пойманова, организовало Росимущество. А уверенность Германа Грефа сотоварищи в том, что их выиграет ООО «Трейд», очевидно, свидетельствует о сговоре Сбербанка с Росимуществом и руководством «Трейда», считают «Четыре пера». В этом же уверен и г-н Пойманов. Вот уже несколько лет как он пытается доказать через суд незаконность перехода акций новым владельцам. Однако дело против Жукова, открытия которого он добился, в итоге развалилось – якобы за отсутствием состава преступления.
Вполне вероятно, что не последнюю роль в развале дела сыграли связи сына генпрокурора России Артема Чайки. Дело в том, что законность действиям Сбербанка придала столичный нотариус Айгуль Карнаухова, благодаря которой и стал возможен захват акций «Павловскгранита». Вопреки нормам действующего законодательства нотариус Карнаухова внесла изменения в документ, основываясь на устных заверениях генерального директора компании «Сбербанк-Капитал» Ашота Хачатурянца о том, что прежний владелец акций «Павловскгранит» извещен о проведенной оценке своего имущества и не имеет к ней претензий. Так акции крупнейшего производителя щебня в Европе достались новым хозяевам практически за бесценок. О том, что Карнауховой покровительствовал Артем Чайка, СМИ сообщали не раз. Как говорят, именно «прокурорские связи» позволили закрыть дело против самой Карнауховой по факту злоупотребления полномочиями (ч.1 ст. 202 УК РФ). Именно участием Артема Чайки СМИ объясняют и непотопляемость самого Жукова в скандале вокруг «Павловскгранита».
А в самом Павловске после прихода Жукова при поддержке трио Греф-Белоусов-Чайка ситуация заметно ухудшилась. Когда комбинат был захвачен «Национальной нерудной компанией», в короткий срок без работы осталась почти половина его работников, сократились и отчисления в местный бюджет. Как говорят, в 3 раза! Почему такое происходит? Куда уходят деньги? На какие оффшорные счета? Было бы хорошо, если бы такими вопросами задались, например, в Следственном Комитете России. Несмотря на все имена, фамилии и высокие должности.