Виниловый обман
Владельцы ЗАО «Терна Полимер» готовы обанкротить предприятие, чтобы не платить кредиторам и поставщикам

Скажу честно: не люблю я виниловый сайдинг. Вроде, и современно, и разноцветно, и, в отличие от обычной вагонки, красить не надо. Да и с уходом хлопот никаких, окатил струей из автомойки - и вся любовь. Но нажмешь на виниловую панель пальцем, а она вся гуляет, прогибается. Ненадежная и хлипкая какая-то. В общем, одна видимость и сплошное разочарование.
Именно эти слова «видимость» и «разочарование» приходят последние годы на ум тем, кто решился поработать на подмосковном заводе ЗАО «Терна Полимер». «Серые» и постоянно задерживаемые зарплаты, неквалифицированные узбеки-гастарбайтеры в качестве основной рабочей силы, обманутые директоратом поставщики – все это мрачная реальность «Терны» сегодня.
В начале славных дел
«Компания «Терна Полимер» - стремительно растущее предприятие, которое за несколько лет преодолело путь от небольшого производственного цеха до крупнейшего завода в отрасли» - оптимистично заявляет корпоративный сайт этого ЗАО. Продукция «Терны» - виниловый сайдинг, фасадные и стеновые панели, подоконники. Вы видели ее во всех строительных сетевиках: Leroy Merlin, Castorama, OBI, активно торгуют ей и интернет-магазины («Петрович» и др.).
«Терна» возникла в то время, когда на импортной «отделке» можно было делать состояния. Ее основатели, Михаил Свищев и Сергей Перовский, могли бы быть сейчас в тренде. Ведь в конце 90-х они сделали ставку на импортозамещение. Начинали с торговли системами видеонаблюдения. Затем организовали сборку (и производство) потолочных профилей и офисных светильников. Новомодный, но непонятный, «евроремонт» офисов и квартир мог переварить огромное количество этой продукции.
Вспомним те лихие годы. В 1992 году офисные светильники со светоотражающей решеткой (растровые) уходили по 400 долларов за штуку! В «Терне» сразу смекнули, что будущее за производством такой продукции, и купили за смешные 120 тысяч USD участок земли в районе подмосковных Мытищ. К августу 1998 года на месте бывшей помойки уже стоял завод «Люмсвет». Очень кстати пришелся и дефолт.
Бизнес рос. Появлялись новые площадки. Тандем Свищев-Перовский ставил перед собой амбициозные задачи – к 2020 году подмять не только столичный, но и региональные рынки. Тем более что ставка уже делалась не на светильники, а на отделочные материалы.
В 2001 году «Терна» запускает линии по производству сайдинга. Летом 2006-го поглощает компанию «Деко-Д», забирая всю клиентскую базу и часть сотрудников. Проводятся облигационные займы на 2 млрд рублей. Много говорят о новых производствах. Причем за счет заемных средств. И в этом, как ни парадоксально, был главный просчет владельцев бизнеса. Они не сориентировались по ситуации.
У группы нет проектов, говорил в 2007 году Сергей Перовский, которые бы окупались за год или два. Все начинания затеваются с расчетом на долгосрочную перспективу. Начавшийся кризис, конечно, не «убил» бизнес, но смертельно заразил его. В «Терна Полимер» началась чехарда с начальством. Директора сменялись чуть ли не каждый год. Чем руководствовались собственники в кадровой политике, остается только догадываться. И получилось следующее.
Люди как туалетная бумага
Начнем с зарплат. Мы изучили информационные ресурсы, посвященные рынку труда, на которые на протяжении нескольких лет поступают жалобы бывших и нынешних работников и их рассказы о реальной ситуации на предприятии. Получилось следующее.
Зарплата состоит из трех частей и формируется следующим образом: «белая» часть примерно 15-17 000 руб., что составляет 25% от всего объема. Она не задерживается, так как из нее идут отчисления в фонды и платится подоходный налог. «Серая» фиксированная - 50 % от всей зарплаты. Регулярно задерживается и не на один месяц. Бонусная часть – оставшиеся 25%, которые не выплачиваются практически никогда. Решение о выплате принимает генеральный директор. Лишение бонуса (а это происходит часто) никогда не мотивируется. При увольнении с предприятия бонусной части, конечно же, тоже никто не получает.
Вот конкретные примеры. «Серую» часть зарплаты за ноябрь 2014-го сотрудники получили перед Новым годом. За декабрь был выплачен крохотный аванс (при этом корпоратив для руководящего состава был проведен с должным размахом). Бонусную часть коммерческому отделу за октябрь 2014-го обещали выплатить в марте 2015-го…
Основная рабочая сила на производстве – узбеки. Их, по словам других сотрудников, 90%. «Будет работать завод или нет решают они же, а, в свою очередь, их решение зависит от того, получат они заработную плату или нет, поэтому завод периодически останавливается. Выгнать их тоже не могут, т.к. на их место в эту помойку работать никто не пойдет. Куда смотрит ФМС, остается не понятным», пишут они.
Много проблем с техникой безопасности и охраной труда. «Непонятно, как им получается избегать всевозможных проверок и аудита. Не исключаю, что где-то дают взятку, чтобы фирму не трогали, т.к. любая проверка повлечет за собой огромные штрафы и полную остановку деятельности», рассказывает один из бывших сотрудников «Терны».
Территория предприятия круглый год находится в грязи (парадные фото на сайте были сделаны, судя по всему, много лет назад), условия труда чудовищные, рабочие места у ИТР оборудованы сломанной мебелью, а здания и сооружения требуют капитального ремонта. Текучка кадров на «Терне» сумасшедшая. Поглядев на все это, новички уже через неделю начинают искать новую работу.
Причина, считают на заводе, в нежелании владельцев вникать в реальное состояние дел и «специфика» нынешнего гендиректора. Мельников Олег Анатольевич, 33 лет и примерно 130 кг живого веса. Приезжает на работу, когда хорошо выспится. Очень любит печенье. В вопросах производства абсолютно некомпетентен. Вместо разработки стратегии компании занимается «оптимизацией расходов». Выражается это в урезании лимитов на туалетную бумагу, мыло, мешки для мусора, бумагу и расходники для принтеров, питьевую воду.
Его коллега и старый знакомый, директор по логистике Громов. «Он знает, как положить себе в карман как можно больше и умело это делает», - говорят на предприятии. При этом г-н Громов ничего не понимает в логистике, закупках и всем, что с этим связано. Благодаря его политике в сфере закупок, производство не получает необходимый объем запасных частей, вследствие чего оборудование работает на износ и выпускает большой объем брака». Поставщиков хронически «кидают», и вместо того чтобы платить по счетам, Мельников и Громов ищут новых. «Перебрали уже почти всех», говорят сотрудники.
Тонкий запах полимеров
Такой «менеджмент» не мог не привести к серьезным проблемам другого толка. Летом 2015 года Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области провела проверку ЗАО «Терна Полимер». Было установлено, что предприятие производило выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие действующего разрешения.
Кроме этого, у организации отсутствовал согласованный с министерством экологии и природопользования Московской области план мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий. «Терне» выписали штраф на сумму 210 000 рублей.
Но будет ли он когда-нибудь уплачен? Вряд ли. Почему? Дело в том, что в мае-июне «Терна» сменила название. Теперь это ТД «Файнбер». Зачем это сделано? Видимо, в ход пошла банальная схема а ля 90-е. Для того, чтобы спастись от кредиторов и иных платежей активы выводятся в новое юрлицо, а все долги вешаются на компанию-пустышку. Либо структура банально банкротится. Тем более что летом «ЮниКредит Банк» объявил о намерении подать иск о банкротстве предприятия. А в картотеке Арбитража находятся десятки дел о требовании возврата кредитов и погашения прочих обязательств группы компаний «Терна Полимер» и ее дочерних и родственных структур. Тем временем, на производственных мощностях «Терна полимер» в подмосковных Мытищах, по данным ПластЭксперт, деятельность по выпуску пластмассовых стройматериалов ведется, а в данных о производителе на продукции компании указано другое юридическое лицо.
Вряд ли все это происходит по инициативе г-на Мельникова. А значит, за всей этой схемой стоят собственники предприятия. Красивые слова которых об инвестициях, планах и цивилизованности бизнеса стали такой же обманкой, как выпускаемый их заводом сайдинг.