Изолятор для Абызова
Структуры, подконтрольные федеральному министру Михаилу Абызову, срывают планы по развитию российской энергетики. По мнению экспертов, они сыграли значительную роль и в девальвации рубля
![Изолятор для Абызова](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/uploads/articles/35890/82big.jpg)
Заявление «Альфа-банка» в ГУЭБиПК МВД России, попросившей правоохранителей проверить на предмет финансовых махинаций компанию «Е4», подконтрольную Михаилу Абызову, и одновременный натиск на эту структуру со стороны Виктора Вексельберга может означать следующее. В Кремле-таки решили немного навести порядок в энергетике. А для этого - выдать на съедение публике еще одну одиозную личность, сделав из нее второго Сердюкова. И г-н Абызов со своим прошлым и, особенно, настоящим для этой цели подходит очень хорошо.
Молодой да ранний
Выходец из простой рабочей семьи, Михаил Абызов двигался по жизни не шумно, но четко, продуманно и быстро (все-таки за плечами два курса мехмата МГУ). Видимо, он, как Скарлет О’Хара из «Унесенных ветром», решил, что готов на все, но голодать в этой жизни не будет. И в 1998 году, в 26 лет(!) становится членом правления РАО ЕЭС России и правой рукой Анатолия Чубайса. К 2011 году Михаил Абызов с состоянием в $1,2 млрд. занимает 76 место в соответствующем списке Forbes. Основные его активы - группа компаний RU-COM с годовой выручкой 220 млрд. рублей, которую он возглавил в 2007 году. В группу входят инжиниринговые, строительные и энергетические компании «Е4», «Е2», «Cибирская энергетическая компания», «Дальмостострой», НПО «Элсиб» и другие. Большую их часть составили подразделения бывшего РАО «ЕЭС России», распроданные при упразднении энергохолдинга, в котором Абызов восемь лет заправлял финансами, и затем продолжал «управлять» финансовыми потоками в других местах. По официальным данным, в 2013 году Абызов стал самым богатым членом федерального правительства с доходом 282,9 млн рублей, обогнав даже Игоря Шувалова. Для сравнения – в 2012 году его доход был «всего» 60,3 млн рублей.
Один нюанс: Абызов, как и Шувалов, формально никакого личного отношения к своим бизнесам как чиновник не имеет. Запрещено законом. Но закон и тот, и другой обошли легко: передали компании в доверительное управление. Так что в этом плане в их жизни ничего не изменилось.
102 метода изъятия чужих денег
О том, какими способами эффективный энергоменеджер ковал свое счастье, можно судить на примере скандала вокруг АО «Новосибирскэнерго» в 2000 году. Тогда управление Генпрокуратуры РФ по Сибирскому федеральному округу возбудило в отношении губернатора Новосибирской области Виталия Мухи уголовное дело по ст. 160 УК РФ «Присвоение или растрата» по факту незаконных действий с акциями этого АО. В ходе аудиторской проверки было установлено, что областной бюджет потерял порядка 200 млн руб. Дело было так. После победы на выборах 1996 год, губернатор Новосибирской области Виталий Муха передал фирме ОРТЭК под залог поставок ГСМ и сельхозтехники 20% госпакета акций «Новосибирскэнерго». Гендиректором ОРТЭКа был…Михаил Абызов. Реальная рыночная стоимость пакета оценивалась тогда в 40 млн. USD, но при его передаче он был уценен до 570 тыс USD. Передача проходила в несколько этапов, что помогало скрывать сделку долгое время. А через несколько месяцев Абызов каким-то образом оказался в кресле заместителя председателя совета директоров «Новосибирскэнерго». Уголовное дело по непонятным причинам скоро прекратили, Абызов проходил всего лишь как… свидетель.
Подобных, и иных, схем в жизни Абызова будет много. Например, в 2009 году он обхитрит ОГК-2, контролировавшееся «Газпромом». ОГК-2 заявила, что «Е4» не выполняет обязательств по контракту на строительство двух парогазовых блоков на Ставропольской ГРЭС и не хочет возвращать выплаченный аванс. В «Е4» на это говорили, что не ведут строительство по просьбе ОГК-2 и готовы вернуть аванс частично. Речь шла о 8,8 млрд рублей, причем возвращать долги деньгами Абызов отказался сразу. Вместо них «Газпрому» предложили векселя. Сошлись на том, что структура Абызова получит подряд на строительство нового объекта, парогазового энергоблока Серовской ТЭЦ, предварительной стоимостью 15,5 млрд (сюда входит аванс). Дело было в марте 2010 года…
Энергообвал
Но вернемся к дням сегодняшним. На фоне обсуждения возможных спекуляций структур Абызова с кредитными деньгами на валютном рынке ушли на второй план сюжеты, связанные с его энергетическим бизнесом. А проблемы здесь растут со скоростью снежной лавины.
На строительстве ГЭС в Серове остановлены все работы. Хотя бюджет непосредственным исполнителем, фирмой «Е4-Центрэнергомонтаж», освоен на 50 процентов. И вроде, средства выделены, и рабочие есть, но… проблемы возникли не после Нового года, а еще осенью. Из-за невыплаты заработной платы и суточных начали бастовать рабочие. Повторимся, все необходимые средства для «Е4» были выделены. Значит, уходили не по назначению. Сегодня ОГК ищет нового подрядчика.
В результате заказчик проекта ОАО «ОГК-2» подал иск в Московский арбитраж на 500 миллионов рублей. Суд иск принял. В своих пртенезиях ОГК-2 оказались не одиноки. Мы изучили картотеку дел арбитражных судов разных регионво России и выяснили, что, например, иск о взыскании 400 миллионов рублей и признании компании банкротом подала в Арбитражный суд Москвы ижевская «Ремонтно-строительная компания-18». А в конце декабря в арбитражный суд Пермского края поступил иск к «Е4» от ОАО «Волжская ТГК». Сумма иска 691,262 млн рублей. Предварительное рассмотрение назначено на 26 февраля.
Волжскую ОГК мы упомянули не случайно. Она, как и Нижнетуринская ГРЭС, входит в «КЭС Холдинг», подконтрольный группе «Ренова» Виктора Вексельберга. На Нижнетуринской ГРЭС «Центрэнергомонтаж» Абызова также прекратил работу. И там рабочие с октября не получают зарплату, а после новогодних праздников просто отказались выходить на площадку. Видимо, сейчас последует новый иск от Вексельберга.
По данным «Коммерсанта», тогда же, в IV квартале 2014 года «Группа Е4» перестала обслуживать кредиты. При этом общий долг группы перед банками и поставщиками близок к 30 млрд рублей… И отдавать их кредиторам Михаил Абызов, похоже, не намерен.
***
«Вознаграждение менеджмента должно зависеть от выполнения ключевых показателей эффективности… Есть предложение распространить ответственность - вплоть до расторжения контракта. Разумеется, оценивать исполнение показателей и их зависимость от усилий менеджмента, внешних факторов и так далее должен внешний аудитор». Эти слова Михаил Абызов произнес три дня назад. На фоне всего вышеописанного они выглядят более чем странно. И еще более странным становится участие «Е4» в конкурсе на модернизацию энергомощностей на Дальнем Востоке в рамках проекта по развитию энергомоста на Корейский полуостров. ЗАО «Сибирский ЭНТЦ» (Новосибирск), входящее в «Е4», объявило самую низкую цену на подготовку ТЭО проекта – 8,68 млн руб.
Почему структуру, находящуюся в предбанкротном состоянии, допустили до такого важного с точки зрения внешней политики России проекта непонятно. Сам проект (а в нем, помимо Кореи, предусмотрены и работы в сторону Японии) ведет ОАО «РусГидро». Неужели глава этой компании Евгений Дод не знает, кого допускают до участия в конкурсе? Наверняка знает. Может, между ним и Абызовым есть некие личные договоренности? Неужели и в этом случае «внешний аудитор» из Кремля закроет глаза и ничего не заметит?