«Тольяттиазот» как лакмус российского бизнеса
Корпоративная война вокруг ТоАЗа возобновилась. Акционеры пытаются закрепить бизнес за собой, обвиняя друг друга в различных преступлениях, в том числе и угрозе убийства
Председатель совета директоров ОАО «Тольяттиазот» Сергей Махлай открыто обвинил владельца «Уралхима» Дмитрия Мазепина в рейдерстве. Более того, как утверждает глава крупнейшего российского производителя аммиака, со стороны Дмитрия Мазепина поступали угрозы - если Махлай не согласится отдать ему предприятие.
Попытки владельца «Уралхима» расширить свою бизнес-империю за счет ТоАЗа длятся уже три года. Кусок, и правда, лакомый: 8% мирового производства аммиака, карбамид, базальтовое волокно, трубы для химической промышленности, стройматериалы – бизнес завода идет очень успешно, несмотря ни на какие санкции.
В начале 2000-х на ТоАЗ пытался наложить руку Виктор Вексельберг. Уголовные дела против владельцев (отца и сына Махлаев), оспаривание итогов приватизации, заявления о якобы ущемленных миноритарных акционеров – инструментарий для рейдерского захвата использовался стандартный. В 2010 дела прекратили – за недоказанностью обвинений. Казалось, вопрос решен. Но в июле 2008 года Вексельберг продает свой пакет в 7,5% акций ТоАЗа «Уралхиму». И борьба за обладание предприятием заходит на второй круг.
Дмитрий Мазепин использует старый сценарий – заказные уголовные дела против владельцев предприятия, обвинения в нарушение экологического законодательства, неуплате налогов, выводе средств заграницу. Ведется массированная информационная кампания, направленная против основных владельцев и руководство ТоАЗа, в частности, Сергея Махлая. В ход идет все – вплоть до обвинений в «сотрудничестве с врагом». Противоположная сторона отвечает симметрично: в средствах массовой информации «Уралхим» обвиняют в попрании экологических норм, в намерении вывести бизнес в недружественную Латвию, в нежелании вкладывать деньги в развитие предприятий и т.д.
В «Уралхиме» попытались использовать против ТоАЗа и украинские события. Был изготовлен видеоролик, в котором ТоАЗ якобы поддерживает переворот на Украине. Этот сюжет показали на Рен-ТВ. Махлай не остался в долгу – последовали депутатские запросы в Генпрокуратуру. В итоге телеканал вынужден был оправдываться и проводить служебное расследование. Но и «Уралхим» с ответом не задержался: в СМИ появились десятки материалов, в которых рассказывалось, как тольяттинский завод качает свою продукцию за рубеж и что депутаты Госдумы, которые попросили Генпрокуратуру разобраться в конфликте вокруг ТоАЗа, живут не по средствам.
«По нам бьют из тяжелых орудий, - говорит Сергей Махлай, - возбуждаются уголовные дела, безостановочно ведутся допросы менеджеров компании, обыски в офисах…». Он и генеральный директор Евгений Королев покидают Россию, и вот уже который год живут в Великобритании. Махлай уверяет, что собственник «Уралхима» готов пойти на самые крайние меры, чтобы завладеть предприятием. «Единственная причина, по которой я не могу находиться на родине, - это слова, сказанные мне лично Дмитрием Мазепиным, которые были связаны с организацией уголовного преследования против меня и других топ-менеджеров «Тольяттиазота», в случае если я не соглашусь на его условия по продаже предприятия. Поэтому я его слова расценил как реальную угрозу».
В нынешней нестабильной обстановке ТоАЗ мог бы стать для Мазепина палочкой-выручалочкой. Завод работает успешно, выручка за 9 месяцев этого года составила 31,9 млрд, а чистая прибыль 7,1 млрд рублей. В «Уралхиме» ситуация не так хороша - чистый убыток за этот же период составил 19,17 млрд руб. против прибыли в 10,08 млрд руб. по сравнению с 2013 годом.
Наше издание обратилось за комментариями в пресс-службу «Тольяттиазота» и департамент по связям с общественностью «Уралхима». Звонили несколько часов по телефонам, указанным на официальных сайтах. Тщетно – на звонки так никто и не ответил.
Мы будем следить за развитием событий.