Прямые выборы мэров уходят в прошлое
В Астрахани и Самаре вводится институт назначаемых сити-менеджеров, другие регионы ждут аналогичных изменений
Во вторник Астраханская облдума отменила прямые выборы мэра административного центра региона, там теперь будет сити-менеджер. Оппозиция готовит акции протеста и областной референдум. Тенденция наблюдается по всей стране – во вторник прямые выборы глав всех городских образований были отменены в Самарской области, следом права выбора градоначальника могут лишиться и жители Великого Новгорода.
За отмену выборов мэра Астрахани в региональном парламенте проголосовали «Единая Россия» и ЛДПР, коммунисты и «Справедливая Россия» высказались за их сохранение. В итоге инициатива была поддержана с результатом 35 голосов против 8.
Лидер астраханского отделения «Справедливой России» Олег Шеин в беседе с «НГ» заявил о начале сбора подписей за областной референдум о возврате прямых выборов. Для регистрации этой инициативы необходимо собрать 15 тыс. подписей. «Главное, чтобы избирком зарегистрировал инициативную группу», – подчеркнул он.
Кроме того, оппозиция обещает провести митинги протеста в центре Астрахани. Впрочем, заявки в мэрию уже подавались на 10, 15 и 16 ноября, однако все они были отклонены. Сейчас Шеин договаривается о митинге 22 ноября. «Наши дальнейшие действия будут зависеть от активности самих горожан, от того, готовы ли они бороться за сохранение выборности градоначальника», – сказал Шеин, отвечая на вопрос «НГ», готов ли он к повторению радикальных методов борьбы.
Напомним, что в марте 2012 года, будучи кандидатом в мэры Астрахани, Шеин объявил голодовку после того, как победу на выборах одержал единоросс Михаил Столяров. Оппозиция тогда назвала результат сфальсифицированным, в Сеть попали видео многочисленных нарушений на участках. Столяров, как известно, пробыл на своем посту недолго – и на днях суд приговорил его к 10-летнему заключению за получение многомиллионной взятки от местного предпринимателя.
В соответствии с законом после вступления приговора в законную силу Столяров будет лишен полномочий. Однако нового городского главу теперь выберут не жители, а сами депутаты.
Поразительно, что эта очередная астраханская история почти совпала по времени с задержанием мэра Химок Олега Шахова, который ранее тоже выиграл выборы у оппозиционерки Евгении Чириковой – и эта борьба также широко освещалась в СМИ. Вчера Следственный комитет (СК) предъявил Шахову обвинение в афере на сумму почти в 21 млн руб. По словам официального представителя СК Владимира Маркина, при заключении госконтракта на выполнение работ по переносу газопроводных сетей, проходящих через Химкинский лес, был проведен 20-миллионный авансовый платеж, хотя было известно, что выполнение контракта невозможно.
Полномочия Шахов сложил сам, однако, согласно новому закону, оппозиция принять участие в выборах мэра более не сможет. Губернатор Московской области Андрей Воробьев предложил на пост главы Химок члена Совета депутатов местного муниципалитета Александра Дряннова.
Зато до сих пор нет конкретных результатов следствия по делу временно отстраненного от должности мэра Ярославля Евгения Урлашова. Он свою вину в покушении на взятку категорически отрицает – и в итоге почти полтора года, с июля 2013 года, находится в СИЗО. В октябре Мосгорсуд продлил его арест до января года следующего. Все это время в Ярославле безвластие, однако назначить новые выборы до вынесения приговора Урлашову невозможно, а суд еще даже не начинался. Эксперты убеждены, что затягивание процесса происходит по политическим мотивам – прямые выборы мэра Ярославля пока не отменены, а город славится своим протестным потенциалом. И поэтому в этих условиях власти решили выжидать до последнего, считают местные жители. «Назначат новые выборы, и кто будет в них участвовать – Немцов?» – замечают эксперты.
Ярославское исключение лишь подтверждает уже общее правило. Вчера, к примеру, и депутаты Самарской облдумы отменили прямые выборы глав всех городов региона. Руководитель Правового управления администрации губернатора Владимир Моргунов пояснил журналистам, что руководители некоторых городских округов, мол, сами выразили согласие с отменой выборов. Напомним, что законопроект об отмене прямых выборов мэров внес губернатор Самарской области Николай Меркушкин. В сентябре с подачи губернатора были отменены и выборы мэра Самары.
Как подчеркнул в беседе с «НГ» Олег Шеин, прямые выборы мэров отменены в большинстве регионов. И в данный момент процесс полным ходом завершается. К примеру, в новгородских политических кругах заговорили о возможной отмене прямых выборов Великого Новгорода. Поправка в законопроект, предусматривающая выборы мэра – председателя Думы из числа депутатов и назначение сити-менеджера, может быть внесена уже 26 ноября. В этот день депутаты будут рассматривать закон о сроке полномочий органов власти.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев уверен, что в Астрахани отмена прямых выборов не вызовет массовых протестов. В том числе и потому, что два последних избранных мэра полностью дискредитировали и себя, и саму идею выборности. «Параллели с Химками более чем уместны, – сказал «НГ» Калачев. – Модель та же. Не справится сити-менеджер, в публичном пространстве начнутся требования вернуть выборы мэра. Как, например, в Волгограде, где институтом сити-менеджера накушались вдоволь».
«Отсутствие прямых выборов мэров удобно местным элитам, потому что это позволяет им не тратиться на предвыборные кампании и не тратить силы на борьбу с оппозицией, а пост главы города можно будет кулуарно расторговывать между собой», – сказал «НГ» гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов. По его словам, выборы давно по факту превратились в механизм назначения функционеров и перестали быть формой выражения мнения населения. Наглядный пример – коррупционные скандалы, которые сотрясают мэров, избранных при мощнейшей поддержке «Единой России», например, в Химках или Астрахани. «На первый план выходит не честность кандидата, а его статус во властной иерархии, – резюмирует эксперт. – Кандидатуры подбирают не по принципу рационализма, а по принципу «свой–чужой» в борьбе между кланами».