Лифт – не роскошь?
Госдума планирует закрепить за жителями первых этажей многоэтажных домов право не платить за пользование лифтом. Новый закон поможет сохранить баланс интересов и стимулирует управляющие компании к дальнейшему развиию
Недавно мы сообщали о ничем не мотивированной инициативе подмосковных властей – обязать жителей первых этажей многоэтажных домов оплачивать эксплуатацию и ремонт лифтов. Которыми те, по понятным причинам, никогда не пользовались. Объяснений от инициаторов данной «зазеркальной» меры - муниципальной администрации и местной прокуратуры - мы, несмотря на официальные запросы, так и не получили. Не нашли мы и достаточных юридических оснований в федеральном законодательстве для реализации такой инициативы.
В ходе расследования выяснилось, что подмосковный Красногорск (а именно он стал очередным учасником скандала) – далеко не единственное место, где граждане Российской Федерации пытаются отстоять свои права. Вот лишь ряд примеров: февраль 2008 года – жители г. Ижевска задают властям вопрос, почему обитатели 1 этажа должны оплачивать пользование лифтом, февраль 2013 года плату за лифт для жителей первого этажа ввели в г.Раменское, сентябрь 2014-го – норма по оплате вводится, например, кроме Красногорска, и в Обнинске Калужской области (кстати, с февраля этого года подобная норма введена в областном центре, Калуге). Аналогичные сигналы поступили в редакцию из Чувашии,
В чем же причина столь молниеносной «смены курса»? Ведь последние 10-15 лет власти многих муниципалитетов стабильно принимали решения, согласно которым жители первых этажей многоэтажных домов из года в год освобождались от платежей за лифт. И все эти документы принимались на основе действующего законодательства. Что же произошло? Прокомментировать ситуацию наше издание попросило депутата Государственной думы РФ, члена фракции «Справедливая Россия», члена Комитета ГД по обороне Игоря Зотова.
- Игорь Львович, еще летом вы выдвинули законодательную инициативу, направленную на освобождение жителей первых этажей многоквартирных домов о платы за пользование лифтами. Чем она закончилась?
- К сожалению, Комитет Госдумы по ЖКХ отказались поддержать мою инициативу. Основания отказа были очень странные – а вот бабушки ездят в гости с первого на пятый этаж. Значит, пользуются лифтом, сказали мне. Но я сам живут в доме, где на первом этаже магазин, лифт начинается со второго этажа. И я доказал управляющей компании несостоятельность их претензий к жителям первого этажа. Сегодня они за лифт не платят.
- Ссылка на бабушек никакой критики не выдерживает. Есть законодательство, регулирующее в том числе и деятельность управляющих компаний…
- Все ссылаются на то, что управляющая компания собирает со всех деньги. И что, если первый этаж за лифт платить не будет, то тогда расплачиваться будут жители остальных этажей. А это, дескать, неподъемное бремя. Но там сумма-то увеличивается на копейки! Даже если жители верхних этажей будут возмущаться, что дядя Петя ездит в гости, то это все-равно нелепость. Вопрос решить можно, причем в законодательном порядке. Ведь во многих городах так делалось. Например, в Санкт-Петербурге, когда губернатором там была Валентина Матвиенко, был принят такой закон. Первые этажи не платили. Но почему эту инициативу не поддержали в Думе, в том числе в Комитете по жилищной политике и ЖКХ, который возглавляет Галина Петровна Хованская, мне непонятно.
- Но вы же поднимали этот вопрос в бытность депутатом тульского облсобрания? И тоже безрезультатно?
- Мы много готовили исковых требований по Туле, потому что ко мне обращалось много людей, в основном пенсионеров, но суды их не удовлетворяли – они работали по формальному признаку. Но посудите сами: вы заходите в магазин, смотрите на колбасу, лежащую на прилавке, может, даже берете ее в руки, читаете состав, а потом кладете на место и – не покупаете. Неважно, по каким причинам. И что теперь? Вы должны заплатить за это? За то, что вы стояли рядом с продуктом, который вам не понадобился? Здесь точно такая же ситуация.
- Она, и правда, странная: на протяжении полутора десятков лет муниципальные власти принимали, в соответствии с законодательством, решения, освобождавшие жителей первых этажей от платы. А сегодня, вдруг, они, совершенно на том же основании, принимают прямо противоположного плана документы…
- Дело в том, что своей политики придерживаются, скажем так, сильные главы муниципальных образований, которые могут действовать самостоятельно. Но я бы хотел выйти на федеральном уровне с законодательной инициативой. Чтобы уже не было таких протестов со стороны прокуратуры, как получилось, например, в Красногорске. Жители первых этажей не должны оплачивать те услуги, которыми они не пользуются.
В ближайшее время Игорь Зотов выйдет с соответствующей законодательной инициативой вторично.
А пока попробуем подсчитать, за что бьются власти – ведь, как мы предполагаем, плату для «первоэтажников» ввели исключительно для того, чтобы повысить сборы по строке ЖКХ. Возьмем тот же город Красногорск. В нем эксплуатируется порядка 1500 лифтов. Исходя из того, что одна квартира платит за лифт в месяц 600 рублей, а на площадке, с учетом новых домов, в среднем находится 5 квартир, получится 54 млн рублей в год – скромная прибавка к тем миллиардам, которые берут с жителей остальных этажей.
Примерно такая же ситуация и в упоминавшейся Калуге – в городе эксплуатируется порядка 860 лифтов. Чуть более 630 единиц – в Обнинске, где, кстати, раньше не взимали плату за пользование лифтом с жильцов 1 и 2 этажей. Соответственно, если в Калуге за обслуживание лифта платят с кв.м. общей площади, то, приняв среднюю площадь квартиры за 50 кв.м и умножив на 4 квартиры на площадке, получим порядка 7,4 млн рублей в год. Цифры небольшие – принципиально проблемы содержания и модернизации лифтового хозяйства они явно не решат. Вопрос – зачем тогда вообще затеяли весь это сыр-бор?
Наше издание будет следить за развитием событий.