Терминатор российской культуры
Скандал вокруг присуждения почетного звания главе минкульта России Владимиру Мединскому вновь обнажил главные комплексы этого персонажа. Между тем, отечественная культура не выходит из глубокого штопора
Свое почетное докторское звание университета из Венеции наш культурный министр все-таки получит. Сегодня, но в Москве. В Министерстве культуры РФ указали на то, что решение о награждении является «признанием высокой ценности научных работ Владимира Мединского». Напомню, что более 100 преподавателей Ка д’Фоскари «прокатили», выражаясь языком ученого совета, церемонию в Италии. Мединскому дали отлуп в том числе за непрофессионализм.
Вообще, пару раз я задал себе опрос – а кто это такой, Владимир Мединский. Первый раз он возник, когда несколько лет назад я увидел, как на каждом столбе вдоль Ленинградки в районе Белорусского вокзала «вдруг откуда не возьмись» появилась реклама. Ее героем стал некий человек, развенчивавший всякие мифы о России. Это хорошо, подумал я тогда, что такой объявился. Интересно только, насколько добротно и профессионально это будет сделано?
Сомнения в профессионализме появились быстро. Антимифологические опусы следовали один за другим. С одинаковой легкостью автор писал и про Древнюю Русь, и про Отечественную войну. Неизвестный Владимир Мединский пек их как пирожки, как Фридрих Незнанский или Дюма свои романы. Но на этих людей работали «литературные негры», факт общеизвестный. А выпуливать с такой скоростью серьезные книги по истории, даже в формате научпопа, невозможно по определению. Историю надо сначала изучить, а это долго и сложно – иначе можно превратиться в акадЭмика Фоменко… По-другому просто не бывает.
Второй раз я спросил себя «так кто же такой Мединский», когда этот человек стал Министром культуры. Выяснилось, что за плечами базовое образование на журфаке МГИМО, а затем – встройка в политику под крылом Георгия Бооса-Юрия Лужкова. В 29 лет доктор политологических наук. Это, конечно, туфта – в гуманитарных и общественных дисциплинах нельзя быть настоящим доктором в таком возрасте. Здесь не теоретическая математика или физика, где голые расчеты. Тут опыт жизненный нужен. И понимание.
Этого у Мединского не было, зато была высочайшая энергичность и пронырливость. И еще – запредельное самомнение и самолюбование. Чего стоит название организованной им когда-то pr-конторы – Корпорация «Я». Характерно, что Мединский не стесняется своего невежества и даже им бравирует. «Я не являюсь ученым-историком. Моя специализация иная — она закреплена в ученой степени доктора политических наук и практического специалиста по PR и пропаганде (…) Вы наивно считаете, что факты в истории — главное. Откройте глаза: на них уже давно никто давно не обращает внимания! Главное — их трактовка, угол зрения и массовая пропаганда». Это его ответ на аргументированную критику его псевдоисторических опусов со стороны специалистов. Как сказал известный военный историк Алексей Исаев по поводу книжки Мединского «Война», она «опирается, условно, на три «А»: агитпроп, ахинея и алогичность».
И вот уже два года Владимир Мединский рулит отечественной культурой. Глава Института стратегических оценок Александр Коновалов по этому поводу заметил, что сложно «представить человека более далёкого от культуры и более вредного для неё, чем Мединский».
Какие же одержаны на этом фронте победы? Если посмотреть отчет министерства за прошлый год, то в глазах рябит от количества разработанных, согласованных и принятых документов, перечня фестивалей, семинаров, выставок, снятых фильмов… Но за показным благолепием видна и неприглядная реальность: открыто новых сцен в уже существующих театрах – 2, проведен ремонт в 2 цирках, ведутся работы по созданию 3 (трех) Домов новой культуры (это такой модный проект у Минкульта), закуплены картины современных авторов аж для 4 музеев, выпущена музейная карта для 7 московских музеев, и т.п. Гигантские цифры и масштабы деятельности для России, согласитесь!
Отдельным пунктом в отчете значится и забота о культуре на селе. Но обратимся к реальности, а не к отчету за подписью г-на Мединского. В соседней Тверской области в 2013 году на селе «умерло» 37 библиотек, 37 клубов и 5 музеев. И причина не в людях – они-то как раз ходят и в библиотеки, и в клубы. Загвоздка – в финансировании по остаточному принципу, отсутствии кадров, технической неоснащенности. Пара цифр для примера – только 30% муниципальных библиотек и 14% клубов подключено к Интернету. В Адыгее в Шовгеновском районе закрыты 4 дома культуры по причине аварийного состояния, денег на ремонт нет, в Гиагинском районе закрыты 2 клуба, целый ряд библиотек коснулось сокращение и без того скромных штатов. А что говорит нам, например, Псковская область? В 2011 году в Великолукском районе было 30 сельских клубов-библиотек, в 2013-м – 22, в Гдовском соответственно 15 и 10, Себежском 18 и 12, Усвятском 20 и 12… На 3500 в среднем в год по области сокращается количество культурно-досуговых мероприятий на селе. На приобретение оборудования для сельских ДК и библиотек региона ушло – внимание! – 1,6 млн рублей!
Глядя на эту статистику, понимаешь, что реальная цена словам и делам Мединского, его агитпроповской и приказной любви к России стремится к нулю. На открытии скандального памятника «Прощание славянки» на Белорусском вокзале столицы глава Минкульта сказал, что это «образ любви и чести». Но любовь и честь по жизни и по работе всегда материализуются в поступках, фактах. Факты приведены выше. И мне очень жаль нашу страну и культуру. Ею назначили руководить человека, для которого главное – потешить свое ego, человека, успешно творящего мифическую реальность, а на реальные факты и на живых людей наплевавшего уже заранее.