Отдать долги нельзя банкротить
![Отдать долги нельзя банкротить](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/uploads/articles/34637/93big.jpg)
2013 год компания «Мечел» закончила в глубоком минусе. Не выполнен ни один основной производственный показатель. На фоне громадной долговой нагрузки заявления руководства ГК об «успехах в реализации стратегии» более похожи на неудачную попытку поддержать репутацию.
Недавно назначенный генеральный директор «Мечела» Олег Коржов, комментирую итоги деятельности группы в ушедшем году, заявил СМИ буквально следующее: «Нам удалось продать ряд активов, не соответствующих стратегии дальнейшего развития в металлургическом и ферросплавном сегментах и сконцентрироваться на наших приоритетных направлениях - горной добыче и металлургии полного цикла». Это, уверен топ-менеджер, доказывает наличие существенных успехов в реализации стратегии развития компании.
Однако основные итоговые показатели деятельности ГК в ушедшем году не дают никакого повода для оптимизма. Чистый убыток Мечела за 9 месяцев 2013 года вырос в 4,1 раза и составил $2,247 млрд. Падение производства стали составило 29%, производство чугуна уменьшилось на 10%. При этом каждый квартал ситуация стабильно ухудшалась – на 9% по отношению к предыдущему.
Еще хуже показатели по объемам реализации стального проката. Продажи низкомаржинальной сортовой заготовки снизились на 73%. Годовое снижение сортового проката составило 13%, плоского - 18%, но за этими, на первый взгляд, не очень большими цифрами стоит реальный провал, с которым компания столкнется в 1 половине текущего года.
Дело в том, что обвал, наблюдавшийся в 4 квартале 2013 года, заложил невозможность положительной динамики развития в 2014 году. И на этом фоне слова Коржова об успехах в виде продажи непрофильных активов лишь подтверждают подозрения об отсутствии в компании средств для рывка и реального видения путей выхода из тупика, в котором оказался «Мечел».
С этим согласны и аналитики рынка. Так, эксперт банка БФА Юлия Ониксимова уверена, что на такой ноте говорить о перспективах «Мечела» несвоевременно – компании надо сначала разобраться с реструктуризацией долгов и продажей активов. «Серьезного улучшения по части долговой нагрузки они (проданные активы – ОГ) не принесут», уверена она.
Вопрос долга сегодня действительно решающий. Компания находится на грани краха. К концу 2013 года долги холдинга составили более 9,4 млрд USD. И это при том, что капитализация «Мечела» - всего 900 млн USD.
Нет оснований для оптимизма и в отношении экспортных продаж. По мнению аналитика компании «Ренессанс Капитал» Бориса Красноженова, на экспортных рынках конкурентные позиции компании слабеют из-за длинного транспортного плеча. Не удается компании усилиться и на внутреннем рынке – причина в структурной слабости спроса.
Кроме того, компания резко сокращает инвестиции. В 2013 году было вложено всего 300 млн USD капвложений, а в 2014-м эта цифра упадет, как считают эксперты, еще вдвое. Свободных оборотных средств в компании нет. Брать кредиты ее подразделения больше не могут. О каком стратегическом развитии при минимизации инвестирования можно говорить?
Конечно, можно было бы добиться частичного смягчения последствий за счет диверсификации бизнеса, организации – даже по кооперации с зарубежными партнерами - производства ТНП и комплектующих для машиностроения, инструментальной промышленности. Это хорошо бы «легло» на правительственный курс по переобучению кадров, созданию новых рабочих мест, развитию внутрироссийского производства актуальных товаров. Выпускает же, например, Лысьвенский металлургический завод помимо проката качественные кастрюли и плиты, термосы и стальные мойки, а «Северсталь» - антипригарные сковородки. И это все очень хорошо продается! Чем занимаются пиарщики компании, почему нет антикризисных программ – непонятно.
Но вернемся к ситуации в бизнес-единицах «Мечела». В конце декабря в СМИ появилась информация о том, что компания, возможно, расстанется не только с непрофильными активами. До весны может не дожить одно из крупнейших предприятий Иркутской области, Коршуновский ГОК. Дело в том, что начиная с конца декабря в областной арбитражный суд стали поступать заявления о признании ГОК банкротом. Их подавали малоизвестные структуры из Кемерово, Санкт-Петербурга, Бийска. Цена вопроса была невелика – от 100 000 рублей. При этом представители ГОКа официально заявляли, что все долги перед этими компаниями погашены.
Трудно сказать, стоит ли за этими действиями некий единый организатор. Возможно, нет. И в этом случае попытки неизвестных ООО добиться банкротства ГК имеют туманную перспективу – ведь основными кредиторами являются банки с госучастием, для которых крушение «Мечела» ни к чему хорошему не приведет.
Но, с другой стороны, этот процесс может быть инициирован и самим руководством «Мечела» - подобные схемы широко использовались в процессах M&A в первой половине 2000-х. Банкротство с помощью третьих лиц как метод очищения бизнеса.
Учитывая, что компания фактически оказалась в тупике, возможны всякие варианты.