Непонятливый Шувалов
Первый вице-премьер удивлен тем, что россияне не идут в малый бизнес. Если бы он строил свой семейный бизнес с нуля, данный вопрос не возник бы
Россияне так и не хотят заниматься предпринимательством, несмотря на все старания властей по улучшению бизнес-климата, посетовал на днях вице-премьер Игорь Шувалов. Вот ведь как, удивляется чиновник, теперь же легко зарегистрировать право собственности и присоединиться к электросетям! А они вместо этого бросают бизнес и стремятся устроиться на работу в госучреждения, негодует он.
Похоже, что Шувалов вообще не в курсе, как обстоят дела в сфере МСБ. Потому что его слова напоминают одно: «Ну чего же он хрипит и синеет? Чего не хочет долго говорить и звонко петь?» - возмущался палач, глядя на болтающегося в петле повешенного.
Придется вице-премьеру кое-что пояснить.
Допустим, вы захотели открыть свое дело. Малый бизнес. Начального капитала у вас нет, но есть понимание сегмента рынка и четко проработанный, включая сбыт продукции или услуги, бизнес-план.
Например, вы хотите заняться грузоперевозками. Надо купить фуру, даже б/у, резину, то, сё – на это потребуется до 3 млн. Где их взять, если у тебя лично, друзей или родственников искомой суммы нет?
Идем в лизинговые компании. Но там жесткое условие – у вас должен быть работающий минимум полгода бизнес. Тупик.
Идем в любой банк, декларирующий кредитование малого и среднего бизнеса. Ситуация та же, что и с лизингом – у вас должен быть работающий минимум полгода бизнес, а на старт проекта «с нуля» ни один банк денег не даст (кредит Сбербанка «Бизнес-старт» жестко ограничен в профиле бизнеса и партнерах, а потому малоинтересен). Тупик.
Может, тогда взять потребкредит? Но для того, чтобы получить 3 000 000 руб., надо подтвердить доход в размере минимум 300 тыс ежемесячно. Кто из работодателей официально подтвердит такую з/п для желающего вдруг заняться МСБ? Никто. Снова тупик.
Но даже если у вас есть друг, который нарисует вам справку о доходах в свободной форме или по форме банка на нужную сумму (тем самым вы уже нарушаете закон), то встает вопрос процентной ставки по потребкредиту. Реальный самый низкий возможный процент 21-22%, в Сбербанке. Учитывая, что процент ты будешь платить и на страховку, которая все равно обязательна и которую, кстати, вычтут из заявленной суммы кредита. И опять тупик.
Вообще, грабительский процент российских бизнес-кредитов давно стал притчей во языцех. В том же ВТБ24 как невероятное достижение предлагают 14,5%. Для сравнения: в Германии предприятия МСБ кредитуются под 5-8%, и даже в Латвии под 8% годовых.
Остаются еще вопросы регистрации и лицензирования деятельности (для сравнения, в Испании на все это уходит не более 1 дня), взаимоотношения с проверяющими, контролирующими, правоохранительными органами или местными чиновниками, которые тоже хотят иметь от тебя прибавку к своей зарплате. Есть еще проблема тарифов для юрлиц на энергоносители и воду, проблема налогообложения. И здесь одни тупики.
Это если кратко отвечать, почему идти в малый бизнес и заниматься им с нуля в России нормальным и законным, т.е. ничего не нарушая, образом невозможно.
Ну и в заключение хочется напомнить Игорю Шувалову, что он свое материальное благополучие строил не в одиночку и не с нуля.
Когда после окончания МГУ в 1993 году он работал в МИДе, однажды к нему зашел его начальник Роман Колодкин и сказал: «Игорь, я понимаю, что вы ищете работу. Вот у меня есть друг, который занимается бизнесом, давайте я вас с ним познакомлю, может быть, у вас получится». Так Шувалов познакомился с предпринимателем Александром Мамутом.
Дальше была структура Мамута АЛМ, которая занималась перепродажей оффшоров – покупали в Лондоне за 300 долларов, а здесь продавали по 5000. Затем были выборы 1996 года, когда через АЛМ прогонялись огромные деньги. Затем был Олег Бойко и его банк «Национальный кредит», откуда Шувалов ушел в Госкомимущество, имея в кармане – если верить открытой информации – 30 млн USD. А еще были в жизни Шувалова приватизация «Сибнефти», работа в госкорпорации «Госинкор», благодаря чему он стал владельцем дачи и нескольких гектаров «золотой» земли в Заречье, участие в металлургическом бизнесе Алишера Усманова, нефтяном Сулеймана Керимова…
Поэтому Шувалову не понять, почему люди не идут в малый бизнес. Но не стоит ему удивляться, что люди из бизнеса стремятся на госслужбу. Просто россияне видят на примере самого Шувалова, как можно сказочно разбогатеть, используя ресурс госчиновника.
Не занимаясь формально при этом никаким бизнесом. Тем более – малым.