Олимпийское расточительство
При финансировании подготовки к зимним Олимпийским играм в Сочи наше государство за ценой не постояло
В России всегда находилось немало желающих запустить руку в государственный карман. Но отношение к казнокрадам было разное. Иногда лихоимство сурово пресекалось на корню вплоть до отсечения этой самой руки вместе с головой. Или ему потворствовали, как это сплошь и рядом происходило и происходит ныне при финансировании подготовки к зимним Олимпийским играм в Сочи. Руководство нашего государства за ценой не постояло.
При анализе того, как инвестировались средства, складывается стойкое впечатление, что, судя по всему, официально было разрешено тратить не столько, сколько требует экономическая необходимость, а сколько позволяет необузданная жажда наживы и... совесть. Которая у большинства нынешних государственных хозяйственных субъектов совершенно потеряна и поэтому отсутствует в сознании как таковая. Нет ее, и, значит, можно творить все, что угодно. Пойти на форменный беспредел. При практически полнейшем попустительстве властей. Или при поощрении ими?
Как бы там ни было, ясно, что на подготовку Сочи к зимним Олимпийским играм ушло как минимум в два, а то и в три раза больше наших с вами народных денег, чем было нужно. Когда осознаешь это, то становится больно за свою родную страну, экономику которой на наших глазах растаскивают по частным сусекам. И, увы, не остается ничего другого, как разводить руками от негодования и, как обычно, с завистью поглядывать в сторону далеких от нас и в прямом, и в переносном смысле слова цивилизованных государств, где царят кардинально иные порядки.
Совсем недавно был опубликован и стал достоянием общественности доклад правительства Великобритании, в котором обобщены данные как о затратах, так и о доходах, связанных с проведением в Лондоне в прошлом году летних Олимпийских игр. Эти соревнования по своим масштабам намного превосходят зимний "аналог": в них участвуют в четыре раза больше спортсменов, они разыгрывают в четыре раза больше комплектов наград, для их состязаний требуется в четыре раза больше спортивных арен, которые заполняют раз в десять больше зрителей, приезжающих со всех концов света.
Так вот организаторам понадобилось всего 9,3 миллиарда фунтов стерлингов, что равно приблизительно 14 миллиардам долларов, чтобы достойно принять крупнейший спортивный форум планеты. Никто не скрывает, что смета на подготовку города к Олимпиаде по сравнению с первоначально заявленной тоже была превышена более чем в три раза, а это, кстати, в отличие опять же от нашей страны вызвало немало упреков и критики со стороны британской общественности и СМИ. Но "природа" и причины роста были совсем иные, чем в России. В Англии и речи не могло идти о том, чтобы увеличить стоимость строительства какого-либо объекта не то что в семь-восемь раз, а всего на несколько миллионов фунтов стерлингов. Исключено по определению. Ни фунтом больше, чем было определено заранее. А пошли в туманном Альбионе на сознательное удорожание ради того, чтобы сделать более совершенным контроль в антидопинговой сфере, усилить меры безопасности, борьбу с терроризмом, для чего понадобилось привлечь тысячи новых специалистов, в том числе и из служб разведки и контрразведки. Все было сделано для того, чтобы летние Олимпийские игры в Лондоне прошли на высочайшем уровне, и организаторы, по общему мнению, добились своего.
Прошел год после завершения Олимпиады. Отмечая это событие, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон сообщил, что проведение Олимпийских и Паралимпийских игр привлекло в экономику страны путем торговых сделок и инвестиций уже 9,9 миллиарда фунтов стерлингов. Составляющие этого финансового успеха выглядят так. Около четверти дохода британская экономика получила в виде прямых иностранных инвестиций. Еще 1,5 миллиарда - как результат участия компаний в других спортивных проектах благодаря опыту, полученному на лондонских Играх. 5,9 миллиарда - выручка от экспортных продаж, непосредственно связанных с Олимпиадой.
За последнее десятилетие я много раз бывал в Лондоне и своими глазами видел, как преобразился город, особенно та его часть, которая называется Восточным Лондоном - именно на его территории расположился Олимпийский парк сродни нашим "Лужникам", где на современных аренах состоялись соревнования по легкой атлетике, плаванию, велоспорту и многим другим видам. До Игр Восточный Лондон представлял собой образец запущенного, депрессивного района, а после стал одним из самых чистых, уютных и комфортных в мегаполисе. Он полностью обеспечен транспортными сетями, торгово-развлекательными комплексами, школами, больницами. Вот почему 11 тысяч квартир в современных корпусах Олимпийской деревни, превратившейся в жилые кварталы, были чрезвычайно востребованы и давно распроданы.
А могло у нас в Сочи при подготовке к Олимпиаде все быть так, как в Лондоне? Ответ как будто бы напрашивается однозначный: нет! Но давайте не будем спешить с выводами. Ситуация не такая простая, как выглядит на первый взгляд. В темном царстве все-таки чуть брезжил тусклый луч света.
Честно признаюсь, не стал бы городить весь этот огород с написанием статьи об олимпийской коррупции, если бы не отыскал один факт, свидетельствующий об обратном, а именно об экономном и рачительном расходовании средств. Пример такого уникального подхода к делу подал один-единственный предприниматель - миллиардер, генеральный директор "Норильского никеля" Владимир Потанин, который в районе Красной Поляны на собственные деньги практически уже построил комплекс олимпийских горнолыжных трасс, названных "Роза Хутор". Недавно в газете "Ведомости" он заявил, что потратил на реализацию этого проекта ровно столько, сколько и планировал, - порядка 330 миллионов долларов, или 10 миллиардов рублей, а превышение сметы было связано с тем, что нужно было выполнять дополнительные заказы государства. Правда, сам Потанин, судя по всему, неособенно рад, что втянулся в эту авантюру, которая ничего, кроме убытков, не сулит. Предприниматель считает, что проект неокупаемый по той простой причине, что "его масштабы больше, чем емкость рынка в Сочи", и поэтому бизнесмен готов продать курорт. Кому? Естественно, государству! Других желающих приобрести это убыточное хозяйство вряд ли найдется.
Как бы там ни было, но Владимир Потанин доказал, что при сооружении олимпийских арен в Сочи можно было уложиться в первоначальные сметы. Правда, при одном важном условии: расходуешь не государственные, а свои собственные деньги. У себя красть как-то неловко, а вот у страны - пожалуйста!
Вот и весь сказ. А что россиян ждет в ближайшем будущем, сказать совсем не трудно. Предстоит еще туже затягивать пояса. Впереди новое испытание сродни войне - подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года, который состоится в нашей стране. Процесс еще только пошел, а уже ясно, что "рекорд" Билалова по освоению бюджетных средств не устоит. Так, стоимость затянувшегося строительства футбольной "Зенит-Арены" в Санкт-Петербурге с 2006 года выросла с 6,7 до 43,8 миллиарда рублей.
Ну а после 2018 года, если Владимир Владимирович Путин будет жив-здоров, вляпаемся еще во что-нибудь, к примеру, возьмемся за подготовку очередных летних Олимпийских игр. Желающих у нас в России взяться за это дело при поддержке государства великое множество. Бог даст, не пропадем!