Бизнес Дмитрия Мазепина «доконают» судебными исками
В российской химической отрасли снова не все спокойно. В арбитражный суд поступило заявление от московского предприятия ООО «НПП «Система Сервис» о банкротстве ОАО «ГалоПолимер Пермь» и ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк». Обе компании являются структурами, подконтрольными владельцу «Уралхима» Дмитрию Мазепину, с именем которого связано множество скандалов.
Признать крупнейшие химические предприятия несостоятельными намерены бывшие их партнеры, в частности, московское ООО НПП «Система Сервис». Суть иска в том, что еще в 2009 году «Система Сервис» подготовила для химкомпаний Мазепина проектную документацию по киотскому проекту, выступала консультантом по нему и осуществляла мониторинг выбросов парниковых газов. Общая сумма услуг по контрактам составляла несколько десятков миллионов рублей, которые «ГалоПолимер» так и не заплатил. При этом, участники рынка говорят, что в ходе этих сделок по продаже углеродных единиц компания Мазепина получила не один десяток миллионов евро.
Как сообщил газете «Век» генеральный директор ООО НПП «Система Сервис» Владимир Уваровский, на момент написания статьи задолженность «ГалоПолимер Пермь» перед его компанией была погашена банком принудительным списанием со счетов ОАО. По «ГалоПолимер Кирово-Чепецк» долг все еще остается и он гораздо больше (задолженность пермской компании с учетом пени составляла 17,5 млн. рублей).
Впрочем, это копейки по сравнению со счетами, которые «ГалоПолимеру» могут предъявить иностранные партнеры, которые сейчас ведут борьбу с химическим холдингом в российских судах.
Два года назад СМИ писали, что исполнение первого же контракта на перевод единиц сокращения выбросов (ЕСВ) за пределы РФ в рамках соглашений Киотского протокола вызвало судебные иски. 4,2 млн. тонн единиц сокращений были проданы «ГалоПолимером» (в бытность его еще «Галогеном») два раза: сначала их купил фонд Natsource, инвестором которого являются ConocoPhillips и Repsol, а затем - швейцарский трейдер Vitol. Скандал подкреплялся сообщением о том, что миноритарный акционер продавца оспаривал первую сделку в российском арбитраже как невыгодную, а Natsource настаивал на переносе дела в Лондон.
В апреле 2011 года юридический директор ОАО «ГалоПолимер» Владимир Позняк заявил «Веку», что данная информация является недостоверной: «Я официально заявляю, никаких судебных процессов между какими-либо компаниями группы «ГалоПолимер» и Natsource не было и нет, и сейчас никаких споров вокруг передачи ЕСВ не ведется».
В тоже время, по слухам, компания Natsource не успокоилась и в настоящее время продолжает судиться с «ГалоПолимером». Эксперты считают, что шансов выиграть это дело у «ГалоПолимера» очень мало.
В этой связи стоит вспомнить еще одну «странную» сделку с участием структур Мазепина. Речь, в частности, идет о продаже ОАО «Минеральные удобрения», в ходе которой 10% акций пермского завода «потерялись» по пути из «Сибура» в «Уралхим». Накануне нового года обе компании сообщили, что договорились о купле-продаже 51,22% акций «Минудобрений». Однако, как пишет РБКdaily, согласно опубликованным на днях материалам «Уралхима», он приобрел только 41,23% акций предприятия. Тогда же «Сибур» сообщил, что закрыл сделку по продаже всего 51-процентного пакета. Куда при этом исчезли еще 10% акций производственного актива, не известно. Однако в совокупности с уже имевшимися в распоряжении компании (в т.ч. через «дочку» Uralchem Freight) 46,47% бумаг доля «Уралхима» в «Минудобрениях» увеличилась почти до 87,7%.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов пояснил: «Несмотря на то, что с момента окончания этой сделки уже прошло достаточно времени, не было заявлено, что она ущемляет чьи-либо интересы и/или лишила кого-либо денег/имущества».
«А это значит, что сделка законна, по крайней мере, пока не доказано обратное в соответствующем порядке. Во-вторых, то, что стороны называют разный размер проданного пакета, не означает, что одна из них говорит неправду. Вероятнее всего, что стороны договорились между собой о том, что каждая из компаний будет озвучивать только те факты, которые касаются непосредственно ее, а все прочее стороны не комментируют. То есть «Сибур» продал 51% акций «Минеральных удобрений» и это действительно так. «Уралхим» же купил 41% акций предприятия и это правда. Что касается 10% акций пермского актива, то они не могут просто так «потеряться», это не иголка, не носки, не запонки, чтобы они могли просто так исчезнуть. А это значит, что эти акции существуют, никуда не «пропали» и у кого-то находятся в собственности», - отмечает эксперт.
По словам Дмитрия Баранова, версий, у кого эти бумаги могут сейчас находиться, и что с ними будет дальше, великое множество, но какая из них истинная, станет ясно лишь, когда эти акции «всплывут». «Рискну высказать свою версию. Возможно, сделка была проведена по такой схеме: 41% + 10%, для того, чтобы было проще. Ведь не исключено, что для приобретения 51% пакета акций сразу понадобилось получать массу необходимых согласований и разрешений, например, от ФАС. Но, повторюсь, это всего лишь предположение», - осторожно подчеркивает эксперт.
Впрочем, другие эксперты видят несколько возможных путей, по которым могли последовать эти 10% акций. Как говорит заместитель гендиректора Центра политической информации Алексей Панин, одна из версий: хеджирование рисков политического характера и «распыление» собственности, когда эти 10% «прячутся» (таким образом можно доказать наличие у компании только 87,7% акций), и это играет какую-то роль для «Уралхима».
«Кроме того, это может делаться для того, чтобы налоги на дивиденды выплачивать с 41%, а не с 51%. А остальная часть денег может просто выводиться через оффшорные схемы – эта практика очень популярна», - отметил Алексей Панин.
Третий вариант, по словам аналитика, самый реалистичный: эти 10% отписаны некоему третьему собственнику. «Наш опыт показывает, что когда проводится такая процедура – это означает, что просто есть некий крупный миноритарий, который не очень хочет себя показывать. Кто это может быть, это, на самом деле, большой вопрос – это может быть политическая фигура или некий влиятельный игрок на экономической арене», - говорит Панин.
Вполне возможно, что 10% пермского завода «Уралхим» перевел на одну из своих структур, якобы не аффилированной с ним, сообщил источник «Века» в химической отрасли. «Не забывайте, что Мазепин, скорее всего, прикрывает чьи-то интересы. Он является номиналом в каких-то оффшорах, а реально прикрывает, может быть, какого-то чиновника. Понятно, что если продан 51% акций, то «Уралхим», скорей всего, весь этот объем и контролирует», - отмечает собеседник.
Но и это еще не все «пятна» на бизнес-биографии Дмитрия Мазепина. Его подозревают и в «рейдерской атаке» на единственного независимого игрока на российском агрохимическом рынке – ОАО «Тольяттиазот». Сейчас менеджмент во главе с Владимиром Махлаем контролирует более 76% акций крупнейшего в мире производителя аммиака, а еще 9,7% акций принадлежит «Уралхиму» Дмитрия Мазепина.
Благодаря усилиям Махлая, «Тольяттиазот» (ТоАЗ), в отличие от того же «Уралхима», сохранил вполне прозрачную структуру. Более того, он продолжает оставаться крупнейшим производителем аммиака, выпускающим более 2 млн. тонн продукта в год, а также производит 960 тыс. тонн карбамида. Поэтому ТоАЗ является «лакомым пирогом» для рейдеров.
Последняя атака на «Тольяттиазот» началась с того, что в середине декабря 2011 года у ТоАЗа внезапно появились проблемы с поставками аммиака в Одессу. В это же время аммиак других производителей - россошанских «Минудобрений» и украинского «Стирола» - прокачивался в полном объеме.
Это дало повод говорить о рейдерской операции по оказанию давления на акционеров «Тольяттиазота» с целью продажи ими предприятия какому-либо крупному агрохимическому холдингу. Заказчиком «рейдерского захвата» ТоАЗа, как пишет The Moscow Post, считают именно «Уралхим», который ранее вел информационную войну и пытался возбудить уголовные дела против руководства тольяттинского комбината.
Как отмечают эксперты, пока политический фон в стране не стабилизировался в связи с выборами, основным игроки химической отрасли расслабились, и только Мазепин продолжает совершать «потрясающие воображение» сделки. По слухам, как только политический фон стабилизируется – в отношении предприятий Дмитрия Мазепина возможны некие экономические предложения, чтобы легально выдавить его с рынка.
По словам источника «Века» в химотрасли, Мазепина могут «доконать» и судебными исками, если на то будет политическая воля. Если за бизнесменом и стоят некие влиятельные отраслевые или федеральные чиновники, то это все же фигуры второго уровня. Крупных фигур, которые помогали бы ему решать дела, за ним нет, уверены эксперты.
Источник: газета "Век"