Образовательный нестандарт
Министр Фурсенко не желает отказываться от скандального проекта для старшей школы
В среду министр образования и науки Андрей Фурсенко рассказал на правительственном часе в Госдуме, чего достигло министерство за год и какие перемены в образовании ожидают всех в ближайшем будущем. Главной темой обсуждения стали закон «Об образовании» и новые федеральные образовательные стандарты для старшей школы (ФГОС). Последний документ вызвал буквально взрывную реакцию в обществе – даже пассивное в иные моменты педагогическое сообщество на этот раз не выдержало: более 20 тыс. подписей было поставлено под письмом педагогов к премьер-министру с резкой критикой представленных стандартов и с требованием не допустить их принятия. Несмотря на недовольство экспертов и педагогического сообщества, Андрей Фурсенко остался при своем мнении: стандарты надо менять, хотя, возможно, и не так резко, как это предполагалось изначально.
Вчера на правительственном часе в ГД министр образования и науки Андрей Фурсенко подчеркнул, что теперь главным принципом работы министерства стала прозрачность деятельности ведомства. Оно заинтересовано в максимальном вовлечении всего общества (как сторонников, так и оппонентов) в обсуждение проблем образования и науки. «Министерство уверено в достижении максимально возможного согласия при решении тех или иных вопросов, избегая при этом не подкрепленного реальными нуждами популизма», – подчеркнул Фурсенко.
Насчет первого утверждения – все почти удалось. Общее число комментариев к закону «Об образовании» – около 11 тыс. А простое письмо учителя школы № 57 Сергея Волкова о странностях новых стандартов за два дня собрало более 23 тыс. подписей. В общем, с вовлечением масс все в порядке. Хуже обстоит дело с согласием.
В ходе правительственного часа министр пытался убедить депутатов в уже достигнутых успехах: ужесточении процедур выдачи лицензий и аккредитации, сокращении числа вузов, градации университетов, в пользе ЕГЭ и т.д. Привел оценки ВЦИОМа, что общественное мнение качнулось в сторону признания экзамена как упрощающей процедуры поступления в вузы (с 23 до 31%). И несколько раз подчеркнул, что реформа образования не пройдет без одобрения ее народом. «Я хочу заверить всех депутатов, что пока не будут выработаны решения, имеющие общественную поддержку по основным направлениям, министерство не будет форсировать принятие закона и не будет предлагать внести его в Государственную Думу», – сказал министр. Но...
В то же время, когда Госдума терзала министра, в Москве встречались разработчики нового госстандарта для старших классов общеобразовательной школы, представители Министерства образования и науки и оппоненты готовящегося документа, в том числе и Сергей Волков. Это из-за его письма, опубликованного в ЖЖ, поступило указание Владимира Путина «провести конструктивное обсуждение». Учитель русского языка и литературы Волков пытался честно разобраться в том, чего он вместе с 23 тыс. подписавшихся так и не понял в готовящемся приказе министра Фурсенко. И опять не получилось.
Учителя Волкова обвинили в функциональной безграмотности. А вместе с ним – академиков Российской академии наук и Российской академии образования. Исаак Фрумин, научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики, посетовал, что, дескать, вот она – беспомощность нашего образования налицо. Школьник выходит из школы не умеющим читать инструкции. А дальше – вообще страшно... Учителя в школе не умеют читать приказы. А академики – законы. «Стандарт, – добавил свое замечание замминистра образования и науки Максим Дулинов, – не может быть написан простым языком, дабы избежать в нем двусмысленности и произвольности его толкования».
А общественность уверена в обратном: за канцелярским языком авторы как нового закона «Об образовании», так и нового стандарта прячут неточность формулировок. Намеренно они это делают или случайно это у них не продумано – вопрос другой. Возьмем, к примеру, простую вещь. Новые стандарты повлекут за собой иную форму итоговой аттестации – заявляют министерские толкователи проекта. Какую иную? Отменят ЕГЭ? Чиновники пугаются сказанного ими же самими и просят не дезинформировать граждан: «Не пишите о том, что вы услышали в кулуарах об отмене ЕГЭ». Какая же иная форма итоговой аттестации ожидается – говорить не хотят. Заявляют, что это станет возможным лишь только после принятия новых стандартов.
Понять такую позицию авторов, в принципе, можно. Заявить сейчас об отмене ЕГЭ равносильно для власти серьезному проигрышу в политическом плане. Ведь это чуть ли не любимый проект нынешних российских реформаторов. Ситуацией немедленно воспользуются оппозиционные партии. По той же причине предлагается сегодня отодвинуть внедрение стандартов на более поздний срок. О продлении срока обсуждения стандартов заявил и Андрей Фурсенко на правительственном часе в Госдуме РФ. Официальная причина – не успеет обсудить общественность.
А представители Минобраза на упомянутой встрече проговорились, что причина в другом: лучше решить вопрос без участия оппозиционных политических тяжеловесов. На носу выборы, зачем давать козырные карты оппозиционерам? Действительно, в год выборов принимать такой одиозный проект стандартов вкупе с не менее своеобразным законом «Об образовании» могут позволить себе только политические самоубийцы.
Уж слишком много недомолвок в этих документах. Причем в самых волнующих россиян вопросах. Например в таком: основное образование закончится в 9-м классе школы, если в старших классах все предметы идут по выбору? «Нет, – страстно убеждают авторы проекта, – всеобщее среднее остается, просто количество часов в старшей школе перераспределится в пользу интересов школьников». Кстати, вас устраивает такой ответ? Если нет – возможно, вы тоже функционально безграмотны.
«Стандарт нацелен на формирование нового образовательного пространства, и осуществлять их невозможно, потому что наша система образования досталась нам в наследство от прежней советской и не отвечает требованиям дня, – сказал член-корреспондент РАО, главный редактор издательства «Просвещение» Виктор Дронов. – Призывы отстаивать прежнюю систему, потому что при ней все будет хорошо, – это лукавство. По международным рейтингам мы спускаемся все ниже. Нужно менять подходы. Мир стал более технократичный. Не гибкая, унифицированная система преподавания нуждается в изменениях».
Кстати, непосредственный начальник Дронова, генеральный директор «Просвещения» Александр Кондаков, как раз и курирует всю работу по созданию нового образовательного стандарта.
По словам Виктора Дронова, волна людского недовольства сегодня против реформ в образовании инициируется разными людьми. Как ярыми оппонентами, которые не приемлют вариативную новую школу в принципе. Так и теми, кто разделяет идеологию проекта, но некоторые тонкости их смущают. Не сбрасывает со счетов чиновник и предметное лобби. Дескать, учителя опасаются, что ученик не выберет их предметы и они останутся без работы. Основная задача министерства на сегодняшнем этапе – избавить школьников от зубрежки тех предметов, которые ему в будущем не пригодятся. «Это разумный путь, – сказал академик Дронов. – По нему идут все страны мира».
В итоге обсуждение в Госдуме закончилось тем, что глава Минобрнауки убедил парламентариев – он не намерен форсировать принятие нового закона об образовании. Полномасштабное введение новых стандартов старшей школы намечено чуть ли не на 2020 год.
Все правильно: к тому времени либо шах сдохнет, либо ишак.