Немцов и Яшин могли сесть на несколько месяцев
Требуя приобщения дополнительных материалов к делу, «несогласные» сами себя могут подвести под монастырь. Потому что разоблачающие «пленочки» есть не только у них

Борис Немцов, отсидевший 15 суток административного ареста за агрессивные действия в отношении сотрудников милиции, теперь пытается защищаться, нападая. Он заявляет, что его арест незаконен, решение суда неправосудно, а судья - некомпетентна.
Вкратце напомним хронологию событий. 31 декабря прошедшего года, приняв участие в санкционированном митинге на Триумфальной площади в Москве, Борис Немцов с соратниками попытался прорваться на другой, несанкционированный митинг, проходивший на той же Триумфальной под эгидой Эдуарда Лимонова. Как позже заявил начальник пресс-службы ГУВД Москвы Виктор Бирюков, Немцов и его сторонники были неоднократно предупреждены сотрудниками милиции, что своими действиями они нарушают закон и провоцируют граждан на противоправные действия в отношении сотрудников милиции. Тем не менее, оппозиционеры попытались прорвать милицейское оцепление, за что и были задержаны. При этом как участники акции, так и журналисты отмечали вполне корректное поведение сотрудников милиции.
Рвение последних, тем не менее, понятно. Согласно Федеральному Закону №54, и власти, и правоохранительные органы отвечают за обеспечение безопасности во время проведения любой массовой акций наравне с ее заявителями. В последний день 2010 года Триумфальная площадь была обнесена временными ограждениями, чтобы участники митинга не могли выйти на проезжую часть и создать ситуацию, при которой движение по ней пришлось бы перекрывать. Наличие пострадавших от столкновения митингующих с автотранспортом, понятно, обернулось бы уголовными делами для самих сотрудников милиции.
Поэтому выход из ограждения был расположен в таком месте, где участники митинга, прохожие и автолюбители не мешали друг другу. Немцов сотоварищи проигнорировал и «официальный выход», и предупреждения милиции, а направился к Тверской улице. Задержание оппозиционеров происходило уже вне пределов площади, разрешенной для митинга.
Время с 31 декабря по 2 января Немцов провел в качестве задержанного в ОВД «Тверское», а 2 января 2011 года мировой суд Тверского района Москвы арестовал Немцова на 15 суток, признав виновным по статье 19.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» (неповиновение законным требованиям сотрудников милиции). Адвокаты Бориса Немцова подали жалобу на это решение в вышестоящий суд, однако 12 января Тверской суд Москвы отклонил эту жалобу, признав административный арест политика законным и оставив решение мирового судьи без изменения. У подсудимого остался к суду ряд вопросов – например, почему судом не была приобщена некая пленка, якобы рассказывающая о неправомерности действий правоохранителей, задержавших Немцова.
Тем не менее, отметим, что судья Ольга Боровикова отказалась приобщить к делу и видеозапись, предоставленную «Россией молодой», на которой видно, как соратник Немцова по «Солидарности» Илья Яшин криком «Навались, мужики!» стимулирует попытки группы «несогласных» прорвать милицейское оцепление. При определенном желании со стороны милиции и суда, этот видеоэпизод мог бы обернуться для Яшина уже 3 частью статьи 212 УК РФ – «призыв к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам». И в этом случае наказание могло быть гораздо серьезнее, нежели 15 суток – от 2 до 4 месяцев административного ареста в лучшем случае, а в худшем – от 2 до 8 лет лишения свободы. Так что Яшин с Немцовым, по идее, должны благодарить судью за избирательность в выборе доказательств, которые она решила приобщить, а точнее, не приобщить, к делу. На что, заметим, имела полное право.
Многие наблюдатели, впрочем, считают, что сложившаяся ситуация даже не стоит обсуждения. Имело место банальное и довольно распространенное правонарушение - а совершил его рядовой подвыпивший гражданин или трезвый экс-вице-премьер – принципиального значения не имеет. «Это не повод кичиться старыми заслугами. У нас, как известно, бывший президент Израиля предстал перед судом, поэтому здесь, я думаю, не нужно кичиться, что было в прошлом... Безусловно, закон нужно соблюдать и политикам и рядовым гражданам, и если происходит что-то несанкционированное, то нужно понимать об ответственности, - замечает директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. - Любые формы нарушения правопорядка, нарушение взаимоотношений с сотрудниками правоохранительных органов – это все, безусловно, наказуемо».
А известный адвокат Игорь Трунов, оговорившись, что не станет вдаваться в подробности, поскольку с делом не знаком, тем не менее, оценивает шумиху вокруг приговора Немцову: «У нас совершенно неправильно выстроена система реагирования общества и СМИ на подобного рода события. Неправильно выделять одного Немцова или кого-то еще, когда в то же самое время действительно незаконно задерживаются сотни, и неправосудно осуждаются десятки людей. На все это общество и СМИ должны реагировать одинаково, и исключительно с правовой точки зрения. Закон должен быть одинаков для всех».