В борьбе за инвестора
Бурный рост строительной отрасли в начале нулевых закономерно привел и к увеличению мошенничеств на этом рынке. Настоящий строительный бум, который случился в нашей стране, манил не только добропорядочных застройщиков, но и всякого рода мошенников и проходимцев. Количество обманутых дольщиков и инвесторов к настоящему моменту достигло 100 000 человек по всей России. В итоге, все это привело к тому, что 25 ноября на финансовом форуме газеты «Ведомости» директор жилищного департамента Минрегиона Станислав Придвижкин сообщил о том, что ведомство рассматривает возможность отмены закона о долевом строительстве. «Гражданин должен покупать квартиру, находясь в ней и выбирая вид из окна, а, не просматривая картинки и стоя на пустом участке», - заявил чиновник.
Уже на следующий день, 26-го числа заместитель главы Минрегиона Константин Королевский несколько уточнил высказывание своего подчиненного, сказав в интервью радиостанции «Вести-FM», о том, что на радикальные шаги никто пока никто идти не намерен, и что ситуация, когда застройщик берет деньги у банка, а не у частных инвесторов – это лишь идеал, к которому надо идти, а не реалии завтрашнего дня.
Предложение отмены закона о долевом строительстве вызвало бурную реакцию со стороны общественности. Его тут же окрестили попыткой решить проблему головной боли с помощью топора. Хотя эта мера и сможет частично решить одну из самых острых проблем на рынке недвижимости, по крайней мере, новых обманутых дольщиков не будет, но многие отмечают, что отмена закона о «долевом строительстве» потянет вверх сначала стоимость новой недвижимости, а следом и вторичный рынок. Необходимо признать, что в условиях современной России, когда банки требовали с застройщиков просто грабительский процент по кредитам, участие рядовых граждан, а так же бизнеса в строительстве стало выходом для строительных компаний.
Кто-то стремился улучшить свои жилищные условия и вкладывал в строительство последние деньги, а кто-то стремился заработать на быстро растущем строительном рынке. Компании, занимающиеся продажей недвижимости, вкладывали деньги в строительство новых квартир с целью впоследствии продать их немного дороже, оценили этот рынок и бизнесмены из других сфер экономики. На протяжении 15 лет рынок недвижимости был наиболее стабильно растущим российским рынком, гарантирующим высокую доходность от вложенных средств. Силами рядовых дольщиков и крупных инвесторов возникали целые микрорайоны. Законодательный запрет на такую деятельность негативно скажется на темпах строительства, далеко не все застройщики смогу его пережить, в какой-то выгоде останутся только банки. Но несмотря на все эти минусы, причины, которые заставляют Минрегион продвигать данное решение вполне понятны и очевидны.
Никто, ни рядовые дольщики, ни крупные инвесторы не были застрахованы от мошенничества со стороны недобросовестных застройщиков. А беззащитность инвестора негативно сказывалась и сказывается на инвестиционной привлекательности нашей страны в целом. Информационно-аналитический портал «Новые хроники» рассказал недавно об истории, произошедшей в Екатеринбурге. Местный бизнесмен Василий Гребенев вложил в строительство недвижимости порядка 600 миллионов рублей, передав эти деньги строительной компании «Уралстрой-1». В итоге кампании «Уралстрой-1» и ее директор Сергей Сорокин не выполни своих обязательств, более того, во время строительства активно использовались схемы двойных продаж.
По оценке местных правоохранительных органов от деятельности господина Сорокина пострадало около 300 человек, а общий ущерб от его деятельности исчисляется миллиардами рублей. В то же время, в Екатеринбурге сейчас планируется к запуску, пожалуй, один из самых масштабных и амбициозных инвестиционных проектов России – особая экономическая зона «Титановая Долина» в этом проекте уже активно участвует американский авиаконцерн «Боинг», к этому проекту планируют присоединиться еще десяток не менее крупных инвесторов. Но незащищенность инвесторов может негативно сказаться на этом начинании. Всем понятно, что Сорокин не мог провернуть такую аферу в одиночку, что у него есть высокие покровители, получившие свой кусок от данного пирога. И если руководитель какой-нибудь крупной международной корпорации придет к выводу, что с его деньгами могут поступить примерно так же, как с деньгами, этих 300 дольщиков, то ущерб для бюджета страны будет просто колоссальным.
Губернаторам и министерству регионального развития в данных условиях приходится думать не только о строительном рынке, но и об инвестиционной привлекательности каждого региона, а подобные истории негативно сказываются на этой самой привлекательности. Закон о долевом строительстве принимался именно для того, чтобы гарантировать инвесторам – будь то рядовые дольщики или бизнесмены, дававшие свои деньги под строительство целых этажей, хоть какую-то защиту. Но на текущий момент этой защиты нет. И никто не может ее гарантировать. Вот и возникают регулярно предложения решить проблему головной боли с помощью топора, поскольку власти не могут наконец-то навести порядок на рынке строительства недвижимости и гарантировать инвесторам их права.