Много каши ели
Российских школьников кормят редко, невкусно и однообразно
На днях был обнародован рейтинг наименее любимых блюд среди школьников. Выяснилось, что ученики чаще всего оставляют нетронутым молочный суп, дефицитную гречку, рыбу и печенку. Более того, около 40% школьников вообще отказываются есть горячую пищу в столовых, предпочитая покупать «сухпаек» в буфетах. Причин потери аппетита множество: невкусная и порой некачественная еда, слишком короткие переменки, небогатый ассортимент и отсутствие культуры питания в обществе. Эксперты утверждают: здоровым питанием школьников не озабочены ни чиновники, ни педагоги, ни родители, ни сами дети.
По данным столичного департамента потребительского рынка и услуг, бесплатным двухразовым питанием обеспечено 273 тыс. школьников, а одноразовым – 172 тыс. человек. Это учащиеся начальных классов, а также дети из малообеспеченных или многодетных семей. Остальные могут оплатить разовый обед или купить абонемент. Стоит это недорого: около 60 рублей. Однако желающих питаться «чем директор послал» в столице немного.
Хит-парад нелюбимых школьниками блюд выглядит так: молочный суп, гречка, печень и рыба. А вот сосиски, макароны, пюре, котлеты и оладьи с тарелок исчезают вмиг. В дни, когда эти деликатесы не подаются, резко увеличивается потребление хлеба – школьники лучше погрызут три корочки, нежели притронутся к тушеной морковке. «В школах и на комбинатах, поставляющих готовые обеды, не всегда вкусно готовят. В большинстве образовательных учреждений пищу разогревают. На санитарную безопасность еды это не влияет, а вот на вкусе сказывается негативно», – рассказал главный врач клиники НИИ питания РАМН, эксперт Лиги здоровья нации Зайнудин Зайнудинов.
Отчасти решить проблему могло бы большее разнообразие блюд, убеждены эксперты. «Я считаю, что комбинаты должны обеспечивать выбор пищи, ведь рыба, мясо или пельмени, даже если они соответствуют всем требованиям, со временем приедаются, – поделился заместитель председателя комитета Общества защиты прав потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ) Виктор Панин. – Еда может быть приготовлена с соблюдением всех норм, может быть даже вкусной, но, допустим, ребенку просто не хочется сегодня есть это блюдо. Мы должны прийти к тому, чтобы детям в школах предоставлялись блюда в ассортименте. Ведь когда вы приходите в кафе, вам предлагается выбор из нескольких блюд».
Однако сейчас кулинарные капризы могут себе позволить только те, у кого есть на это дополнительные деньги. Для них в школах есть буфетные стойки, чайные и витаминные уголки, фитобары и прочие заведения, «как у взрослых». А вот идея шведского стола в Москве, в отличие от иностранных столиц, не прижилась. Официальная позиция городского управления Роспотребнадзора по этой позиции такова: «Требования к организации горячего питания среди обучающихся не предусматривают «свободу выбора» ребенком блюд и кулинарных изделий, равно как и их участие в порционировании кулинарной продукции. Ребенок, как правило, не может сделать осознанный выбор в пользу продуктов здорового питания, не может выбрать то, что ему действительно необходимо, не может правильно определить размер порции. Кроме того, порционирование блюд ребенком представляет эпидемическую опасность».
С пятого класса школьников перестают кормить завтраками, оставляя только обеды. Для детей из малообеспеченных или многодетных семей они бесплатны, остальные могут либо доплачивать за каждый обед, либо носить еду с собой. Проблема в том, что до обеда ребенку надо еще дожить. «Купить завтрак в школе нельзя, уговорить руководство заказывать дополнительные порции – тоже, все строго учитывается», – пожаловалась мама девятилетнего Димы Марина.
Введение бесплатных завтраков для всех категорий учащихся не панацея. «В школах запретили продавать чипсы и сладости, но в магазинах-то они остались, и естественно, что дети охотнее покупают их, – говорит руководитель отдела детского питания НИИ питания РАМН Игорь Конь. – Эта проблема международная, вызвана она сменой пищевых стереотипов». «У нынешних старшеклассников изменено пищевое поведение, потому что в их первом-втором классах легко доступны были сладкие газированные напитки, чипсы с высоким содержанием жира, жареное, сладости, – пояснил Зайнудин Зайнудинов. – Можно было, конечно, брать с собой суп в термосе, но какой суп может быть, если можно пообедать шоколадками?»
В том, что школьники предпочитают булочки супам, есть серьезная вина родителей, утверждают эксперты. «Если дома ребенка кормят перченым, соленым и жареным, то на школьную еду он не взглянет – на контрасте она покажется ему пресной, – пояснил Зайнудин Зайнудинов. – При этом к простейшим рекомендациям педиатров – например, солить суп не в кастрюле, а в тарелке – прислушивается в лучшем случае десятая часть родителей, преимущественно тех, чьи дети уже страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта». «Даже у родителей зачастую отсутствует кулинарное просвещение, знания о свойствах продуктов, а дети с нашего молчаливого согласия или незнания потребляют то, что им вредно», – подтверждает Виктор Панин.
Впрочем, приготовленные мамой бутерброды ничто по сравнению с меню, которое способен составить школьник сам себе. «Ребенка, принесшего полноценное второе с собой, в классе будут воспринимать маменькиным сынком, – говорит учительница биологии одной из столичных школ Яна Радченко. – Еще одна большая проблема в том, что старшеклассники сидят всю ночь за компьютером или гуляют допоздна, а по дороге в школу выпивают баночку энергетика. После звонка им хочется двигаться, а надо сидеть смирно, в итоге урок срывается». Такая «пищевая анархия» не может не сказаться на здоровье учащихся. К выпускному вечеру многие школьники имеют кучу заболеваний, связанных с неправильными пищевыми привычками. В частности, это ожирение, недостаток веса, болезни желудочно-кишечного тракта: гастриты, колиты, хронические запоры и прочие недуги.
Понимают в колбасных обрезках
Несоответствие школьной еды гастрономическим предпочтениям учеников – это еще половина беды. Куда страшнее, если обед не только невкусный, но и опасный. Такие случаи нередки. «В прошлом учебном году проводились проверки, которые выявили множество системных нарушений, – рассказал Виктор Панин. – В пище одной из «Школ здоровья», например, было найдено три вида болезнетворных бактерий, в том числе кишечная палочка и сальмонелла. Повсеместно встречалось нарушение элементарных норм гигиены – повара не мыли руки, не вели журнал здоровья, нарушался температурный режим, еда хранилась под лестницей или в туалете, а не в кладовых. В одной из школ вместо положенных 80 граммов ни одна порция не весила больше 40, так как персонал уносил часть продуктов к себе домой».
По словам экспертов, нелюбовь школьников к тем или иным блюдам объясняется невысоким качеством пищи. «В отходы в первую очередь идут каши, потому что они изготовлены с минимальным количеством молока и масла. Главный ингредиент – вода, поэтому, когда каша чуть остывает, она превращается в лепешку, – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Неохотно ребята едят мясные продукты, и не без оснований. Их пытаются накормить жилами, обрезками – в общем, всем, что считается невостребованным на рынке. Даже котлеты из такого «мяса» несъедобны. Приемлемыми на вкус являются блюда из картофеля и молочные продукты, если они не просрочены, а также напитки – кисели и компоты».
Отмыть деньги перед едой
Родители имеют право знать, чем питается их ребенок в школьное время, в один голос утверждают эксперты. Мамам и папам обязаны предоставить доступ к подробному меню, а в некоторых школах создают даже «дегустационные комитеты», которые могут лично проверить качество блюд. Если качество питания родителей не удовлетворило, то молчать и ждать перемен нельзя. Стоит высказать свои претензии директору образовательного учреждения, который, кстати, обязан лично контролировать качество еды. Руководство школ совместно с Роспотребнадзором обязано предпринять меры, например сменить поставщика.
С первого сентября все комбинаты, организующие питание, получают продукты по госзаказу, то есть от поставщиков, выигравших тендер. Так, по результатам августовского аукциона, право кормить, к примеру, московских школьников в первом учебном полугодии получили 37 организаций. Эксперты считают, что большинство компаний выиграли конкурс отнюдь не из-за высочайшей квалификации поваров. «Сегодня по закону кормит тот, кто меньше на это тратит, тот, кто в заявке на конкурс написал меньшие суммы, а это катастрофически сказывается на качестве продуктов питания», – пояснил президент общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. «Контракт на детское питание должны подписывать директора школ. Формально так и происходит: директору на подпись присылают контракты, но выбирает поставщиков отнюдь не он, а чиновники в окружных управлениях образования», – говорит Сергей Комков.