Кислородное голодание
В ближайшие годы из-за вырубки лесов Москва может лишиться «зеленых легких»
Экологи бьют тревогу: при существующих темпах вырубки лесов и дырах в законодательстве столице станет нечем дышать уже через 10 лет. Своеобразные зеленые «клинья», на 90% обеспечивавшие город кислородом, были заложены еще в Генплане 1935 года. Сейчас же деревья и кустарники методично уничтожаются под застройку дорог, коттеджей и торговых центров. То, до чего еще не добрался топор, гибнет из-за ураганов и пожаров. Участившиеся погодные катаклизмы эксперты тоже связывают с уменьшением числа деревьев.
Повлиять на ситуацию не может никто. Многочисленные организации, занимающиеся лесным хозяйством Московского региона, лишь тянут одеяло на себя, а вину спихивают на других. Если так пойдет и дальше, экологическая катастрофа неминуема.
По данным «Гринпис» и Всемирного фонда дикой природы, лесопарковый защитный пояс столицы из-за вырубок под застройку теряет около одной тыс. га в год. «Это не только коттеджи, но и дороги, торговые площади, – пояснил руководитель лесного отдела «Гринпис» Алексей Ярошенко. – Например, в Одинцовском районе сейчас строится якобы скит, под это был переведен большой участок ценного леса». Одним из самых проблемных проектов Московской области экологи считают строительство Центральной кольцевой автодороги. По замыслу чиновников, трасса примерной стоимостью 500 млрд. рублей должна будет освободить федеральные магистрали от большегрузного и транзитного транспорта. По словам координатора Союза общественных экологических организаций Москвы Андрея Маргулева, длина ЦКАД составит 521 километр, из которых 405 приходятся на территорию, сейчас занятую лесами. «Порядка 1,8 тысячи га уйдет только под полосу шириной 500 метров. А еще три тысячи метров вдоль дороги пустят под застройку торговыми площадями и заправками», – уверяет активист. Экологи не против экономического развития страны, но предлагают это делать не за счет рубки лесов. По словам г-на Маргулева, при создании проекта в материалах оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) не было данных, насколько вредно строительство для леса, а прогнозы по загрязнению воздуха были искусственно занижены. Проектная документация по третьему и четвертому пусковым комплексам ЦКАД не прошла госэкспертизу, однако экологи опасаются, что проект будет «продавлен».
Недалеко от многострадального Химкинского леса находится еще один природный объект, который в скором времени может быть уничтожен. Жители Химок активно выступают за сохранение Левобережной дубравы, прилегающей к каналу им. Москвы. Пока с переменным успехом: администрация города согласилась не воздвигать здесь 37-этажный дом, но намерена одобрить строительство трех 25-этажных зданий. «Слушания, на которых этот вариант был одобрен, были признаны несостоявшимися, повторное обсуждение администрация Химок делать отказалась, – рассказывает эколог-активист Сергей Агеев. – В середине июля застройщик начал работы в дубраве: устанавливали столбы, устраивали место под фундамент. Реальных подвижек пока нет».
В Москве серьезное волнение среди экологов вызывает судьба национального парка «Лосиный остров» и особо охраняемой природной территории регионального значения «Битцевский лес». В планах Министерства транспорта РФ – реконструкция Щелковского шоссе. Дорожники собираются построить шестиполосную автомагистраль, которая пройдет как раз через «Лосиный остров». Проект магистрали уже получил положительное заключение Главгосэкспертизы. При этом сотни гектаров леса уже отданы под коттеджную застройку.
Проблемой Битцевского леса экологи считают прокладку Бутовской ветки метро, которая проходит под заповедными местами. Соединение Северного и Южного Бутово с центральной частью Юго-Западного административного округа прописано в Генплане развития Москвы. По словам экологов, метро будет пролегать на небольшой глубине, из-за чего строительные работы могут необратимо повредить корни деревьев. Жители районов Ясенево и Теплый Стан активно выступают за альтернативные варианты строительства метро, не затрагивающие лес. В префектуре ЮЗАО уверяют, что метро урона лесу не нанесет, и призывают экологов работать в другом направлении – убирать лес после праздничных гуляний москвичей.
Законный рояль в кустах
Уже сейчас эксперты составляют список лесов, доживающих последние спокойные дни. До 2012 года на землях 21 особо охраняемой природной территории будут проведены кадастровые работы. В частности, измерят Крюковский, Хлебниковский, Химкинский лесопарки, заказники «Бутовский», «Аннинский», «Ивановский», «Троицкий», «Дегунинский», долины рек Сетунь в Солнцево, Битцы в Ясенево, Сходни в Митино и другие районы. Все бы ничего, но из-за царящей в сфере кадастрового учета неразберихи велика вероятность появления разного рода нарушений. Площадь земель замеряют и учитывают совершенно разные структуры: коммерческие организации и государство соответственно. Поэтому цифры по местности и по документам могут сильно различаться. «Приходят геодезисты и «фиксируют», что 10 га неизвестно кто вытоптал, так что зона никак не может считаться природной, да еще и особо охраняемой», – говорит адвокат Ольга Яковлева. И это далеко не единственный сравнительно честный способ уничтожения лесов. «Существует также застройка земли, взятой в аренду для так называемого рекреационного использования, – рассказывает Алексей Ярошенко. – Коттедж формально строить нельзя, но если назвать его домиком для отдыха, то претензии предъявить не к чему».
Экологи утверждают, что нередко люди, метящие на лакомый кусочек земли, стараются ускорить естественную гибель дерева или хотя бы ее инсценировать. Например, забивают в ствол дерева гвозди или обливают его кислотой. По словам г-на Ярошенко, за последние годы ураганами часто повреждаются Пушкинский и Щелковский районы: «Проводятся рубки поваленных деревьев, однако иногда жители сообщают, что под прикрытием «ветровалки» вырубают здоровые целые деревья». После урагана или пожара местные власти должны выдавать разрешение на спил уничтоженных деревьев, а также распоряжение о необходимости возмещения ущерба. Однако отдельной статьи бюджета на «форсмажорную вырубку» не существует. Московский департамент природопользования изыскивает кое-какие средства в ходе проведения тендеров.
В ответ на все претензии жителей чиновники парируют: по закону вместо каждого вырубленного дерева должно появиться новое. Правда, место высадки определяется произвольно. Да и чтобы «младая поросль» в полной мере компенсировала могучий дуб, потребуется долгое время. «Нужен общественный контроль над процессом компенсации, – убежден председатель совета общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры» Владимир Захаров. – Одно дело где-то объявить, что высажены деревья, другое – съездить и самим проверить, столько же деревьев и кустарников появилось или нет». Есть еще один вариант компенсации, он проводится в Химкинском лесу. Под трассу вырубают 144 га леса, а зона в 160 га в Дмитровском районе меняет статус с водоохранной на лесопарковую. Конечно, в этом случае ждать, пока деревья подрастут, не надо, только жителям Химок от этого не легче.
Леса в Москве и Московской области все больше напоминают то одноглазое дитя, что находится под присмотром семи нянек. «Контролировать, законны ли вырубки, должен Россельхознадзор, однако из-за коррупционных скандалов подразделение по Москве ликвидировано и объединено с Московской и почему-то Тульской областями, – пояснил руководитель программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис» Михаил Крейндлин. – Разделение обязанностей по структурам неэффективно: до сих пор не ясно, кто и кому должен компенсировать вырубленные ненайденным лицом деревья. В итоге территория так и остается пустой». Председатель Московской экологической федерации Галина Морозова считает, что из-за недобросовестного отношения региональных властей летние пожары приобрели такой масштаб. «Весной, когда давались прогнозы, что лето будет очень жарким, никто ничего не предпринял, – говорит эксперт. – Противопожарных разрывов по окраинам лесов сделано не было».
Ампутация «зеленых легких»
До 2006 года подмосковные рощи и заповедники находились в ведении столицы, на их содержание и защиту выделялось порядка 300 млн. рублей ежегодно. На лесозащитный пояс Москвы приходилось около 5% лесов области. Однако по новым Лесному и Земельному кодексам участки за МКАД перешли на баланс области и соответственно обеспечиваются теперь за счет Подмосковья. По данным депутата Мосгордумы Веры Степаненко, за время, проведенное под «игом» подмосковных властей, было уничтожено около 70 тыс. га леса. «У остатков лесозащитного пояса столицы нет больше особого статуса, он недофинансируется на два порядка, – говорит Алексей Ярошенко. – Неоднократно обсуждался вопрос о передаче этой территории Москве, при совместном с федеральными властями финансировании, раз собственность федеральная. Однако из-за особенностей лесного законодательства это сделать нельзя. Если вернуть все на свои места, то есть отдать леса в бессрочное пользование Москве, то в первые годы для наведения порядка на землях будет уходить порядка миллиарда рублей в год. В столичном бюджете такой суммы может и не найтись. Вопрос завис».
Между тем москвичи уже в полной мере ощущают последствия вырубки городских и подмосковных лесов. По мнению экологов, летние ураганы и резкие перепады температуры напрямую взаимосвязаны с ослаблением «зеленой» защиты столицы. За последние годы, по данным председателя Московской экологической федерации Галины Морозовой, лесистость столичного региона сократилась до 40%, тогда как необходимый минимум для мегаполиса – 45%. «Если бы лесозащитный пояс Москвы был больше, сегодня мы не страдали бы так от жары, – пояснила эксперт. – Твердые земные поверхности нагреваются быстрее, чем лес: поглощают 90% тепла в дневное время, а ночью отдают его обратно в атмосферу. Температурные замеры у поверхности асфальта Международного шоссе показали 42 градуса, такие же данные были в районе вырубки Химкинского леса, а в самом лесу температура воздуха не превышала 25 градусов». С такими темпами вырубки и застройки Москва и Подмосковье образуют один большой город диаметром 120 км, опасаются экологи. «Учитывая, что у нас равнинная, плохо продуваемая территория, массы грязного городского воздуха будут застаиваться, а столица будет мало пригодна для жилья», – уверен эколог Алексей Ярошенко. Председатель комитета защиты москвичей Сергей Митрохин полагает, что Москва может лишиться всех своих «зеленых легких» в ближайшие 10 лет.