Маски-шоу на природе
Разогнанных защитников Химкинского леса объявили мелкими хулиганами, но они не намерены отступать

За минувшие выходные лагеря активистов, защищавших Химкинский лес, были полностью разгромлены. Силовой захват лагерей, напомним, произошел еще в минувшую пятницу. Территорию вырубок, на которых планируется строительство платной скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург, теперь охраняют сотрудники милиции и неизвестные люди в белых масках. Они не позволяют журналистам и экологам подходить близко, пока идет валка деревьев.
Пострадавшие в ходе пятничного задержания активисты и журналисты собираются писать заявления о телесных повреждениях, нанесенных им милиционерами. Несмотря на травмы и угрозы, гражданские активисты намерены и дальше продолжать борьбу за Химкинский лес.
Столкновения между защитниками леса и дровосеками начались в лагере экологов на месте второй вырубки. Как рассказал один из активистов Ярослав Никитенко, первые стычки произошли еще в ночь с четверга на пятницу. «Мы приехали в лагерь сразу после акции у Дома правительства РФ, уже ночью, – рассказывает он. – Там оказались 10 рабочих, двое из них были одеты в форму сотрудников ЧОПа, а остальные были в майках и шортах. Все – бандитской наружности, накачанные и с наколками. Один человек был на технике, остальные его охраняли». Активисты предупредили, что работать без разрешительной документации нельзя. «Приехал человек с документами, мы стали договариваться, чтобы ночью не было вырубки. Они хотели начать работу, мы стали им мешать, и охранники на нас напали, завязалась небольшая потасовка, – говорит г-н Никитенко. – Тогда мы вызвали милицию». По его словам, приехавший наряд разрешил ситуацию в пользу экологов и запретил какие-либо работы до утра.
Около 5.00 утра экологи заметили колонну людей в белых масках, двигавшихся в сторону вырубки. «Они встали между нами и техникой, – продолжает Никитенко. – Угрожали, что если мы «сунемся» к технике, то они всех нас поубивают. И сразу началась валка леса». Никаких опознавательных знаков официальных охранных агентств или других силовых структур у них не было. «Они были в белых майках с цифрой «19» и замотанными белыми тряпками лицами, с нацистскими татуировками, – говорит лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова. – На вопрос, кто они, отвечали нецензурной бранью». Защитники леса не стали вступать в открытый конфликт с агрессивной молодежью и вызвали милицию.
Когда на место приехала милиция, вырубка была прекращена. По словам очевидцев, милиционеры мирно побеседовали с агрессивной молодежью и сотрудниками частного охранного предприятия, один из которых представился начальником службы безопасности «Теплотехника» и подтвердил, что группа людей в белых майках – с ним. Решение милиционеров уехать напугало лесозащитников, Евгения Чирикова легла под бампер милицейского «уазика», часть активистов окружили машину.
Пока экологи блокировали работающую технику, а люди в белых масках по-тихому расходились, на место вырубки прибыло милицейское подкрепление. Около 15 сотрудников второго полка особого назначения ГУВД Подмосковья окружили место уничтожения леса вместе с сотрудниками ЧОПа и стали оттеснять активистов, аргументируя это тем, что здесь частная территория. На вопросы о законности проведения работ, а также на просьбы представиться и предъявить удостоверения люди в милицейской форме ничего не отвечали. Неожиданно милиция принялась хватать собравшихся и затаскивать в машину, вместе с активистами там оказались и журналисты.
«Когда я приехала, то всем представлялась и показывала удостоверение, что журналист, – рассказывает корреспондент «Новой газеты» Елена Костюченко. – Но меня запихнули вместе с «зелеными» в «Газель», которую, по словам водителя, милиционеры сняли с маршрута». На вопрос девушки, задержана ли она, милиционер ответил отрицательно. «Тогда я вылезла через открытое окно, но меня второй раз запихнули в машину. Когда заталкивали, то у меня хрустнула шея, а внутри другой милиционер стукнул меня локтем, и я услышала второй хруст, – вспоминает журналистка. – Теперь у меня сложное множественное повреждение связок шейного отдела позвоночника». Корреспондент намерена сегодня написать заявление в прокуратуру о воспрепятствовании работе журналиста, задержании на срок более трех часов и нанесении телесных повреждений сотрудниками милиции.
«Вели себя по-человечески»
По версии ГУВД Московской области, действия в отношении экологов были оправданы. По словам начальника управления информации и общественных связей подмосковного ГУВД Евгения Гильдеева, сразу по звонку на место происшествия прибыл экипаж патрульно-постовой службы. «Не было оснований для того, чтобы оставаться там и стоять дежурить рядом с ними, – объясняет г-н Гильдеев. – Получилось, что, заблокировав машину, экологи лишили их возможности заниматься своей профессиональной деятельностью». Агрессии со стороны группы в белых масках милиционеры не заметили и документы проверять не стали. «Фактически получилось, что они были самыми лояльными из всех сторон, – рассказывает г-н Гильдеев. – Они просто пытались не допустить столкновения между ЧОПом, который работает с подрядной организацией, и собственно представителями движения «В защиту Химкинского леса». Фактически они аккуратно их разводили, старались, чтобы между ними не возникло серьезных потасовок. Нормально себя вели, по-человечески». На вопрос, зачем надевать маски при такой благородной миссии, Евгений Гильдеев высказал предположение: «Может, эти люди не привыкли дышать лесом, кислородом, и они надели платки, чтобы было легче дышать».
Говоря о бравых защитниках рабочих, милиционеры вспомнили и о гуманизме. «Если вопросы о том, кто они такие, будет задавать милиция, то будет нарушение прав человека», – подчеркивает Евгений Гильдеев. Он даже предположил, что появление белых «самураев» на вырубке объясняется высоким самосознанием. «Это могли быть ребята, которые, предположим, узнали о ситуации и решили защитить строителей. Возможен такой вариант? Вполне возможен, согласитесь», – высказывает идею милиционер. Агрессия же «зеленых» ярко проявлялась, когда они пытались блокировать строительную технику, из-за чего и был вызван дополнительный наряд милиции, считают в пресс-службе ГУВД Подмосковья.
Всего стражи правопорядка задержали 15 человек, но только восемь из них признали зачинщиками потасовки. Им предъявили обвинение по двум статьям КоАП РФ – 19.3 «Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции» и 20.1 «Мелкое хулиганство». Позже во второе отделение милиции города Химок доставили еще трех человек из бывшего лагеря экологов. «Им просто выписали штраф за разжигание костров, – сказал г-н Гильдеев. – После того, как им сказали потушить костер, они никак не отреагировали». По словам задержанного координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова, костер в лагере не разжигали два дня, а такое обвинение стало поводом для удаления их из леса. Днем рядом с ОВД милиционеры задержали еще двух активистов, развесивших плакаты «Позор!». Сотрудники правоохранительных органов посчитали это несанкционированной акцией.
Почти всех задержанных суд оправдал, посчитав, что невозможно нарушать общественный порядок в лесу. Единственный штраф размером в 500 рублей был выписан участнику движения «В защиту Химкинского леса» Андрею Маргулеву. «Мне вменялось только неподчинение распоряжению милиционера, там не указывалось понятие «общественное место». Но я буду обжаловать решение суда», – объясняет г-н Маргулев.
События в лагере развернулись на следующий день, после того, как защитники леса направили в Белый дом петицию с просьбой найти компромисс в этом споре. «Наше обращение принял заместитель начальника по работе с обращениями граждан Сергей Костянов. Дали номер П-52606. Рассмотреть обещали в течение месяца», – делится г-жа Чирикова. Реакция власти стала, впрочем, оперативной и достаточно традиционной. И было в ней, главное, что-то знакомое. Напомним, что на благотворительном вечере, проходившем 29 мая в Санкт-Петербурге, рок-музыкант Юрий Шевчук задал вопрос премьер-министру Владимиру Путину, будут ли разгоняться марши несогласных. Глава правительства заметил, что не видит ничего плохого в проведении акций оппозиции. И уже в понедельник 31 мая состоялся наиболее жестокий разгон «Марша несогласных» на Триумфальной площади в Москве.
Кстати, вчера Юрий Шевчук приехал в Химки, чтобы разобраться в ситуации и поддержать защитников леса.
На законном основании
Тем временем и.о. генерального директора ФГУ «Дороги России» Андрей Журавлев посчитал события 23 июля хорошо спланированной акцией со стороны экологов. «В 5 утра была осуществлена провокация со стороны активистов, препятствующих строительству автодороги, которая угрожала жизни людей и могла нанести ущерб технике, в связи с чем строителями была вызвана милиция, – передала слова г-на Журавлева пресс-служба ФГУ «Дороги России». – Мы настойчиво просим подрядчика стараться избегать конфликтов и в очередной раз призываем так называемых защитников Химкинского леса оставаться в рамках правового поля».
Строители твердо уверены в том, что сами действуют по закону. Подрядная организация приводит 10 документов, которые, по их заявлениям, разрешают вырубку леса: инженерный проект на «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва–Санкт-Петербург на участке 15-й км – 58 км»; положительное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза России» №909–07/ГГЭ-5074/04 от 20 ноября 2007 года; распоряжение Федерального дорожного агентства об утверждении проекта №521-р от 20 декабря 2007 года; распоряжение правительства РФ о переводе лесных участков в категорию промышленности и транспорта от 5 ноября 2009 года №1642-р; постановление правительства Московской области «Об утверждении проекта границ лесопарковых зон в Московской области» от 1 декабря 2009 года №1057/52; распоряжения Федерального дорожного агентства о передаче в срочное пользование земельных участков, расположенных в полосе отвода автодороги №363-р от 25 мая 2010 года и №411-р от 18 июня 2010 года; договоры срочного безвозмездного пользования земельными участками между Федеральным дорожным агентством и ФГУ «Дроги России» № 47/106 от 28 мая 2010 года и № 47/125 от 6 июля 2010 года; акты о передачи подрядчику площади для подготовки территории от 28 мая и 9 июля 2010 года.
При этом дорожники неоднократно подчеркивали, что в соответствии с Лесным кодексом РФ получение порубочных билетов не требуется. Глядя на перечень, следует отметить, что в документации не значится разрешение какого-либо ведомства, федерального или регионального, отвечающего за окружающую среду. Вот и получается, что у леса, в частности и Химкинского, нет никакой государственной защиты. Интересы окружающей среды в стране отстаивают только активисты-экологи.
Сейчас их лагеря разгромлены, а территорию вокруг вырубок охраняют ОМОН, милиция и все те же люди в масках. «Наши разведчики говорят, что проникнуть к месту вырубки очень сложно, там находиться опасно, – говорит Ярослав Никитенко. – Разные группы встречают либо милицию, которая говорит им, чтобы они уходили, либо бандитов в масках. Одного нашего активиста они в ночь с пятницы на субботу избили».
Денежный вопрос
Конфликты в мегаполисе между строителями дорог и защитниками зеленых насаждений возникают уже не в первый раз. В середине 1980-х, когда столичные власти решили строить Третье транспортное кольцо через Лефортовский парк, жители района встали грудью на защиту деревьев. Настойчивость активистов привела к тому, что план прохождения трассы был изменен. Тогда городские власти приняли решение проложить Лефортовский тоннель, несмотря на увеличение стоимости строительства. Почему сейчас нельзя пойти на компромисс с общественностью? У экологов есть свои предположения на этот счет.
Активисты не раз говорили о серьезной коррупционной составляющей в деле Химкинского леса. «Из трех вариантов прокладки скоростной трассы был выбран тот, который максимально использует для прокладки территорию лесопарка, – замечает Евгения Чирикова. – Трасса разрубает массив на две части». Делая восьмикилометровую петлю, дорога подходит к аэропорту «Шереметьево», а затем возвращается к Октябрьской железной дороге. Экологи убеждены, что коммерческие структуры, близкие к руководству Московской области и городского округа Химки, заинтересованы в захвате лесных земель по обе стороны от трассы «с целью застройки объектами коммерческой инфраструктуры»: торговыми центрами, заправками, отелями. «Кроме того, приближение трассы к землям аэропорта, позволит получать дополнительные деньги от эксплуатации объектов придорожной инфраструктуры», – считает г-жа Чирикова. В качестве доказательства своих слов экологи приводят подписанное распоряжение №358/16 правительства Московской области от 2005 года, согласно которому практически вся территория Химкинского лесопарка была обозначена как зона, зарезервированная для размещения объектов капитального строительства и транспортной инфраструктуры.