Рабоче-колхозное пике рублевского «Орла»
Ко Дню города москвичи получат подарок: открытие Музея Веры Мухиной в постаменте «Рабочего и колхозницы»
Шесть лет судьба уникального монумента, разобранного для реставрации еще в 2003 году, была, в общем-то, неясна. Его планировали вернуть на место в конце 2005 года, однако этого не произошло – однако из-за высокой технической сложности проекта возникли проблемы. Хороших новостей не поступало до начала 2009 года, когда стало известно, что серьезная московская строительная компания «Стратегия» выиграла конкурс на реконструкцию «Рабочего и колхозницы». Вопреки сомнениям скептиков, компания справилась с задачей всего за 9 месяцев, и в декабре прошедшего года обновленный памятник вернулся на свое место. «Свое» в полном смысле этого слова. В соответствии с первоначальным замыслом скульптора Веры Мухиной и архитектора Бориса Иофана строители воссоздали 35-метровый павильон–постамент для скульптуры вместо нелюбимого авторами 10-метрового «пенька».
Теперь «Рабочий и колхозница» смотрятся действительно победоносно. Дело осталось за малым – обустроить внутреннее пространство павильона, где планируется разместить музей Веры Мухиной, выставочный и информационный залы, реставрационные мастерские, а также смотровую площадку. Снова жесткие сроки работу надо завершить к сентябрю 2010 года, снова конкурс, снова сомнения скептиков. Конкурс, пишут охочие до сенсаций журналисты, какой-то странный: в нем было только два участника, уже известная «Стратегия» и один ее невнятный конкурент с гордым птичьим названием «Орел», который, понятное дело, проиграл. Почему это «Стратегия» выиграла? Почему это у нее был один конкурент, и тот какой-то совсем неизвестный? Читатель, задумайся, призывают журналисты.
Задуматься действительно есть о чем. Реконструкция монумента «Рабочий и колхозница» символа нашего не столь далеко прошлого очень интересное дело, причем, в первую очередь, не с коммерческой точки зрения. Такие проекты обычно называют знаковыми. А строительные компании очень любят знаковые проекты, ведь участие в них позволяет не только и не столько заработать, сколько поднять свой престиж. Справился с таким проектом – и за заказчиков больше бороться не надо, сами косяками потянутся…
Так что же наши московские строительные компании – у нас их много: и солидных, и рисковых – не приняли участия в этом конкурсе? Почему в очереди ночами не стояли? Почему не ломились наперебой подавать заявки? Ответ прост: всем профессионалам ясно, что далеко не любая строительная компания потянет такой проект. Объем и сложность работ – под стать знаменитой скульптуре – колоссальны. Как пояснил руководитель авторского коллектива по реставрации скульптурной композиции, известный скульптор Вадим Церковников, внутри постамента, воссозданного с точностью до миллиметра в соответствии с проектом Мухиной и Иофана, будет размещен музей международного уровня с самым современным оснащением. В нем можно будет принимать выставки произведений из ведущих музеев мира. В общем, работа предстоит серьезная, и действительно компетентные игроки столичного строительного рынка, способные адекватно оценить уровень сложности проекта, хорошо понимают, скольких усилий стоит реализация такого проекта: необходимо обладать специфической техникой и самыми современными технологиями, высококвалифицированными специалистами и, наконец, практическим опытом создания столь сложных сооружений. Поэтому среди других серьезных строителей не было повального стремления во что бы то ни стало попробовать свою удачу в конкурсе.
Решился пойти «ва-банк» только один «Орел» – другой участник конкурса. Нельзя отрицать, что для этой компании участие в проекте создания общегородского культурного объекта стало бы головокружительным карьерным взлетом. Посудите сами: в Интернете можно узнать, что как юридическое лицо она зарегистрирована совсем недавно – 31 марта прошлого года. При этом, как указывают, «орлы» на своем сайте, фирма стабильно и эффективно справляется с ремонтом и строительством коттеджей на Рублевке и в Кавказских минеральных водах. Достижения компании подробнейшим образом представлены там же, на сайте, но есть подозрения, что с посещаемостью у него до сих пор было не очень… А тут – представили на конкурс заявку (пусть даже неправильно оформленную, пусть даже в результате не прошли) и сделали себе прекрасную рекламу, ведь теперь их знают многочисленные посетители Рунета!
Исход конкурса заранее могли бы предугадать и неспециалисты. В чем же корень сомнений? Во-первых, «Орел» назначил более низкую цену за свои услуги, пишут на страницах СМИ. Ну да, «Стратегия» оценила себя дороже – аж на 3 процента от стоимости контракта! Во-вторых, намекают нам, стоит принимать в расчет и репутацию участников такого серьезного конкурса. «Стратегии» вменяют в вину, что она входит в состав крупного строительного концерна «Интеко», принадлежащего супруге градоначальника. «Орлу» же «вменить» нечего – про него толком ничего не известно, пока он пользовался популярностью только у владельцев коттеджей, нуждающихся в ремонте. Кстати, в лихие девяностые появление таких «темных орлов» в серьезных конкурсах вызывало гораздо больший интерес прессы, ведь победы некоторые из них добивались взятками, и закончить строительство объектов им удавалось не всегда.
А что же насчет «Стратегии»? Почему-то не тянет сомневаться в надежности компании и своевременном завершении строительства. Они уже построили в Москве множество знаковых объектов, среди которых есть, кстати, есть и прекрасно оснащенный музей ретро-автомобилей в Хамовниках.
Остается надеяться, что в итоге все получат то, чего заслуживают: фирма «Орел» неплохой пиар, жители Рублевки – эксклюзивное внимание к своим коттеджам, «Стратегия» новый значимый проект, «Рабочий и колхозница» достойный постамент, а москвичи – новый музей.