МВД приступило к самореформированию
Концепция нового закона о милиции будет готова к 1 апреля
Концепция нового закона о милиции будет готова к 1 апреля – заявил глава МВД Рашид Нургалиев на заседании комитета по безопасности Государственной Думы. Как стало известно, в МВД сформирован оргкомитет по разработке законопроекта, который возглавляет статс-секретарь – замминистра внутренних дел Сергей Булавин, который пришел в ведомство из администрации президента. Эксперты усматривают системную ошибку в подходах ведомства к реформированию самого себя.
Лучшие умы государства, работающие над концепцией закона, по версии Рашида Нургалиева, – это «ученые, сенаторы, депутаты, общественные деятели, правозащитники и наши милиционеры-практики». «Каждый голос будет услышан и учтен», – говорит министр.
В пресс-службе министерства подтвердили – работа идет полным ходом, и сообщили, что в рабочей группе – парламентарии, с которыми недавно встречался Рашид Нургалиев. По поводу «милиционеров-практиков» пресс-секретарь ведомства Олег Ельников пояснил, что речь идет о руководящих работниках ведомства, а вовсе не о низших чинах, как поначалу подумал корреспондент. Впрочем, заметил собеседник, «любой милиционер, если он сочтет нужным, может отправить нам сообщение, и оно будет рассмотрено». В ближайшее время, по словам Ельникова, будет создан соответствующий раздел на официальном сайте МВД.
Глава ведомства напоминает, что прежний документ, принятый в 1991 году, устарел: тогда «было другое государство, другое время и ответственность, а любой закон должен соответствовать реалиям». Про эти самые реалии все объяснил руководству МВД, напомним, президент Дмитрий Медведев, в декабре прошлого года установивший сроки реформы, а в феврале существенно подкорректировавший кадровый состав ведомства.
Многие нормы в действующем законе «уже не актуальны, поскольку в них отпала необходимость». А главное, уверен министр, Министерство внутренних дел способно без сторонней помощи навести порядок в своих рядах. Именно это утверждение Нургалиева вызвало большое сомнение у некоторых единороссов. Депутат Госдумы Андрей Макаров, член клуба «4 ноября», призвал вчера дополнить «календарь мужества» МВД списком преступлений милиционеров и заметил, что если реформа МВД будет внутриведомственной, то ее ждет провал. «Реформа должна начинаться с чистки. Но эта система доказала, что она не может сама очиститься», – подчеркнул депутат. И добавил: «Четверть миллиона жалоб, которые граждане пишут на сотрудников МВД, рассматриваются теми, на кого их пишут. Этого быть не должно». «Над головой каждого сейчас занесена дубинка омоновца. Нужно покончить с этим правовым беспределом», – отметил единоросс.
Парламентария тут же заклеймила его коллега, координатор государственно-патриотического клуба «Единой России», депутат Ирина Яровая: «Заявление Макарова по своей сути является недопустимым и кощунственным». В лучших традициях 30-х годов прошлого века Яровая обвинила Макарова в «тиражировании» «принципиально неверной» тональности «по отношению к людям в погонах... Подобные высказывания в стиле «анархического» порядка дискредитируют деятельность правоохранительных органов». После чего Яровая публично отмежевалась от кощунствующего парламентария: «Личная точка зрения Макарова не имеет ничего общего с позицией наших коллег по партии».
Между тем, по данным опроса «Левада-Центра», Андрей Макаров не одинок: реформе МВД не доверяют большинство россиян. Они уверены, что ее сымитируют. Сомнения граждан оправданны – хотя бы в силу закрытости ведомства по части расходов на его содержание. А главное – тайны, окружающей внутриведомственное распределение расходов МВД. Разыскать в открытом доступе эти данные не удалось. Министерство, как записано в Бюджетном кодексе, является главным распорядителем бюджетных расходов, а стало быть, имеет право само определять приоритеты и ассигнования под них.
Так что 268 с небольшим миллиардов, выделенных МВД в 2010 году, судя по всему, будут потрачены на те направления, которые уже продолжительное время недостатка в финансировании, в общем-то, не имеют. Об этих направлениях весьма убедительно поведал руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев, по роду деятельности постоянно с милицией общающийся. «В первую очередь в МВД финансируются те подразделения, которые обеспечивают подавление выступлений трудящихся, – в ущерб подразделениям оперативным, которые должны бороться с преступностью, то есть защищать людей». Более того, уверен Соловьев, и намечающаяся реформа скорее всего приведет к сокращению именно последних подразделений. Соловьев напомнил, что в 2009 году у коммунистов появилась информация, что планируемые сокращения силовых департаментов МВД в связи с начавшимся кризисом приостановлены. «Более того, у нас были данные, что перед Внутренними войсками и ОМОНом были погашены все задолженности и даже несколько повышена зарплата». Депутат напомнил, что от КПРФ был послан запрос в МВД, но «мы получили обыкновенную отписку». Между тем, рассказал Соловьев, оперативники из угрозыска или ОБЭП даже привлекаются для адресной обработки членов тех или иных оппозиционных молодежных движений, хотя это совершенно не их компетенция.
Первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству Александр Москалец усматривает системную ошибку в подходах ведомства к решению проблем милиции: «Новый закон должен быть документом, которым могут руководствоваться и работники внутренних дел, и госслужащие, и обычные граждане, и лица без гражданства. Он для всех должен быть нормативным актом, который обеспечивает взаимодействие власти и общества в деле охраны общественного порядка». Иначе, уверен депутат, милиция так и останется безответственной. И тогда случаи, подобные недавнему – с «живым щитом» на столичной трассе, – не будут исключены: «Представьте себе, его милиция сочинила, а потом говорит: идите отсюда, мы тут ни при чем, идите, страхуйте свои машины... Так у нас сегодня выстроена система отношений. Этого быть не должно. Должно быть четкое понимание ответственности и высокого профессионализма со стороны работников милиции по отношению к гражданам».
Член экспертного совета уполномоченного по правам человека Валерий Борщев напомнил, что все прошлые годы российская милиция работала на защиту интересов власти, а не общества. Нургалиев заявил о том, что законопроект, который разрабатывает его ведомство, будет новым «по духу». Его главным принципом станет защита прав и свобод граждан. Правозащитник Борщев уверен, что для этого прежде всего необходимо поменять менталитет милиционеров: «Нужно, чтобы МВД почувствовало, что зависит от общества. Одни призывы ничего не дадут». Создать это ощущение, на взгляд правозащитника, могли бы помочь выборы участковых и районных уполномоченных. «Ничего не мешает организовать такие выборы. Кандидатов на эти должности будут предлагать специалисты, а общество будет оценивать, кто более достойный», – говорит Борщев. Он утверждает, что инициатива не вызывает противления у самих милиционеров: «В большинстве случаев милиционерам не нравится, что им поручают разгонять марши несогласных. Они говорят нам: пожалуйста, объясните властям, чтобы они не разгоняли митинги. Такую точку зрения разделяют даже высокие чины, вплоть до генералов. Однако они вынуждены выполнять приказ, брать дубинки и идти очищать площадь от митингующих».
Правозащитник уверен, что президент Медведев разделяет эту точку зрения. Самым ярким свидетельством этого, по его словам, было решение президента отправить в отставку замминистра МВД Аркадия Еделева: «Он отличался той самой жесткостью в вопросе защиты интересов власти, а не общества. На Северном Кавказе его имя вспоминают с отрицательной окраской». «Весь вопрос в том, пойдет ли президент дальше? Общественное обсуждение должно сыграть свою роль. Если мы хотим изменить отношение общества к милиции, надо отвечать перед гражданами, а не перед власть имущими», – уверен Борщев.
В преддверии реформы в МВД появился проект приказа о борьбе с коррупцией в собственном ведомстве. Однако первый зампред комитета ГД по безопасности Михаил Гришанков заметил, что в ведомственном приказе этот механизм пока не вполне прописан: «Принципиально важно, как будет проверяться эта информация и насколько конфиденциальной она будет. Образно говоря, информация о совершаемых кем-то противоправных действиях должна очень жестко закрываться в отношении информатора. Человек должен быть защищен на все сто в этой ситуации, и это должно быть очень четко прописано в приказе, проект которого сейчас обсуждается как часть закона о милиции».