Год больших комедий
Для российского кино влияние финансового кризиса начнет проявляться только в ближайшие месяцы
Прошлый год оказался одним из самых противоречивых в истории отечественного кинематографа. Появилось около 100 российских фильмов, но только 61 из них попал в прокат (против 81 в 2008-м). Наше кино стало более разнообразным в жанровом плане, однако сборы российского кинопроката резко не возросли, составив всего 5,6 млрд. рублей (менее 0,2 млрд. долларов). Кроме того, громким событием для отечественной кинематографии в минувшем году стал скандал в Союзе кинематографистов. Вдобавок ко всему наметилось влияние власти на кино. К примеру, на заседании комитета Госдумы по культуре депутаты осудили реалистическую волну российских фильмов. Другая тенденция – создан совет по развитию отечественного кинематографа при правительстве Российской Федерации.
В минувшем году в России (впервые за последние пятнадцать лет) появились громкие споры о том, каким должно быть отечественное кино. Причем подобные разговоры можно было слышать на разных уровнях – от депутатов и чиновников до продюсеров и рядовых деятелей культуры. Например, кинематографисты – участники фестиваля «Золотой Витязь», проходившего в минувшем году в Липецке, приняли так называемый липецкий манифест, в котором сказано, что России нужны фильмы, которые побуждали бы зрителей гордиться своей страной.
Однако не все кинематографисты России по сей день готовы поставить подписи под этим документом. «Власти хочется видеть себя в зеркале «румяней и белее», – говорит режиссер Гарри Бардин. – И когда она не видит себя таковой, то очень сильно обижается. Но кто виноват, что в России продолжаются процессы по оболваниванию людей и кинопрокатные итоги 2009 года хорошо это показали. Посмотрите статистику: первые строки проката заняли развлекательные комедии. А это говорит о многом. Если раньше публика шла в кино, чтобы найти ответы на наболевшие вопросы, то теперь все чаще – просто расслабиться и ни о чем не думать. В такой системе координат, разумеется, очень непросто выжить авторскому кинематографу. Но все же работы молодых режиссеров, которые выходили в прошлом году, дают надежду, что пришло новое поколение режиссуры со своим видением кино, со своими проблемами, со своим языком».
В числе дебютных работ молодых режиссеров оказался и фильм «Россия 88», снятый сыном Гарри Яковлевича – Павлом Бардиным. Этот фильм, показанный на разнообразных фестивалях как яркое антифашистское кино, к концу года был назван прокуратурой Самарской области экстремистским. В настоящее время ведется судебное следствие: хранители правопорядка, ссылаясь на ряд экстремистских высказываний, прозвучавших в картине, требуют запретить ее к показу. Однако Павел Бардин вины своей не признает. «Экстремистские высказывания в фильме действительно есть, – сказал он, – но звучат они исключительно из уст героев и ни в коем случае не являются позицией авторов фильма». История с запрещенной картиной вызвала резонанс. На стороне режиссера выступают многие кинематографисты.
Минувший год показал и то, что в России, наконец, стала крепнуть волна молодой режиссуры, которая теперь состоит как минимум,из полутора десятков имен. Вышли весьма заметные картины Кирилла Серебренникова («Креветка»), Василия Сигарева («Волчок»), Ивана Вырыпаева («Кислород»), Алексея Мизгирева («Бубен, барабан»), Ильи Демичева («Какраки»), Бориса Хлебникова («Сумасшедшая помощь») и многие другие. Тем более что эти фильмы сняты без особого подражания зарубежному кино: в них проявляются традиции отечественной кинематографии, закладываются новые каноны...
«Все эти работы очень востребованы и отмечены на международных кинофестивалях, с собственным творческим подходом и видением кино, – говорит киновед Даниил Дондурей. – Но, к сожалению, отечественные кинематографисты упустили отличную возможность – завершить ряд работ к новогодним праздникам. В итоге во время праздников прекрасные прокатные условия сложились разве что для «Черной молнии» Тимура Бекмамбетова и «Аватара» Кэмерона. С ними, похоже, никто и не пытался тягаться». Однако на фоне «новой волны» в режиссуре пока не появилось новых фестивалей, а те, которые были, в 2009 году проходили, как правило, при сокращенных бюджетах. Несмотря на это, в «кризисном» году было завершено огромное количество фильмов – однако нельзя говорить, что кризис не отразился на отечественной кинематографии: дело в том, что в 2009 году были завершены те фильмы, которые начали снимать еще несколько лет назад. Истинные же результаты кризисного года, по мнению экспертов, проявятся только в 2010 и 2011 годах. И количество фильмов, выходящих на экран, будет меньше, поскольку государство сократило бюджет киноотрасли.
Пожалуй, главная интрига минувшего года в кинематографической отрасли заключается в создании совета по развитию отечественного кинематографа при правительстве РФ. «Я и мои коллеги пока слабо представляем, в чем роль такого совета, – говорит Даниил Дондурей. – Государственными средствами на развитие кино будет заниматься теперь не Министерство культуры, как прежде, а специальный фонд. Правда, каким образом будут распределяться деньги из этого фонда, еще не понятно».
«Другой существенный вопрос – от кого теперь будет зависеть кинематография, какие фильмы снимать и кто будет руководить этим процессом, – говорит киновед, научный сотрудник Госфильмофонда России Валерий Босенко. – Я, например, не вижу будущего без авторских фильмов. Но каким будет соотношение сил при вновь созданном совете по кино? Кинематограф может полноценно развиваться только когда в нем одновременно существует множество направлений».
И конечно, одним из громких событий в отечественной киноотрасли стал скандальный съезд в Союзе кинематографистов России. Попытка либеральной оппозиции переизбрать председателя СК закончилась неудачей. Никита Михалков укрепил и свою власть, и свою близость к верхам, и свою легитимность как представителя кинематографической общественности.