Стать чуть выше травы
Избиратель на местах вспомнил, что от его голоса кое-что зависит
На выборах мэра Сочи появился 15-й по счету кандидат. Им стал бизнесмен Александр Лебедев. По мнению экспертов, такое массовое желание политиков самого разного толка побороться за кресло курортного градоначальника спровоцировали успехи независимых кандидатов на мартовских муниципальных выборах. В кризис избирателям, ранее привыкшим быть «тише воды, ниже травы», на местах стало не все равно, за кого отдавать свой голос. Таким образом, в период экономических трудностей именно снизу, надеются эксперты, может прорасти настоящая демократия и возникнуть истинное гражданское общество.
В качестве основания для своей регистрации кандидатом в мэры Сочи бизнесмен Александр Лебедев будет вносить избирательный залог в размере 282 тыс. руб. Сумма эта сравнительно небольшая, поэтому кроме Лебедева на пост градоначальника претендуют уже 14 человек. Все преимущественно самовыдвиженцы из различных слоев населения – пенсионеры, предприниматели, чиновники. Попытать удачу на этом поприще решил даже оппозиционер Борис Немцов. Но и это неполный список желающих – до сих пор неизвестно, кто будет баллотироваться от «Единой России».
Заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский рассказал, что ажиотаж вокруг этих выборов разгорелся под влиянием нескольких факторов. «Сейчас это фактически третий по значимости город России, т.к. там должна пройти Олимпиада –2014. «Но в большей степени на решение кандидатов баллотироваться могли повлиять и результаты последних муниципальных выборов, где роль самовыдвиженцев была существенна», – считает эксперт.
Прошедшее 1 марта голосование было, пожалуй, самым интересным за последние годы, затмив даже федеральные выборы в Госдуму. Итоги их стали неожиданными – сразу две региональные столицы «взяли» независимые кандидаты. Так, самовыдвиженец одержал победу в Смоленске и независимый претендент с колоссальным отрывом выиграл второй тур в Мурманске, оставив далеко позади действующего градоначальника – кандидата от «Единой России». Всего 4–5 % голосов не хватило для победы самовыдвиженцев на мэрских выборах в Петропавловске-Камчатском и Томске.
«За кандидатов от партий тоже голосовали. Но интерес к самовыдвиженцам действительно возрос. Просто на муниципальных выборах сейчас ключевую роль перестали играть партийные лейблы, а на первый план вышла именно личность человека», – считает г-н Бадовский. Возможно, поэтому в Смоленске кандидат от «Единой России» пришел к финишу только третьим, хотя ради него партия лишила партбилета четырех «единороссов», отказавшихся снять с выборов свои кандидатуры в его пользу. В числе изгнанников оказался, кстати, и победитель. Теперь его зовут обратно в партию.
«У нас в стране для избирателя был создан штамп: если он голосует на выборах за «Единую Россию», значит, поддерживает и Путина, и Медведева. Автоматически это распространялось на все уровни выборов – от федеральных до муниципальных. Но теперь в городах и селах происходит переосмысление ситуации. Люди стали задумываться: да, нам нравится премьер, и мы голосуем за его партию, но какое отношение они имеют к проблемам нашего поселка, к плохо заасфальтированной дороге и покосившимся заборам?» – рассуждает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его словам, поэтому «сейчас на низшем уровне власти люди стали голосовать не по партийному принципу», а просто за понравившегося человека.
Действительно, на выборах глав районов и небольших городов независимые «отбили» у партийцев немало постов. В Иркутской области из шести выдвинутых «Единой Россией» на должности глав районов прошел лишь один. Еще одно место досталось «Справедливой России», остальные – самовыдвиженцам. В Свердловской области выдвинутые партией власти кандидаты победили лишь в 8 из 16 городов и районов – ровно половину заняли их беспартийные оппоненты. В Нижнем Тагиле также победила самовыдвиженка, оставив позади партийных конкурентов. Та же история в двух городках Калининградской области. Это означает, что люди смотрели не на то, какой флаг у человека, а на то, что он реально может дать этому поселку и городу.
Впрочем, эксперты считают, что нынешний «первый звоночек» с муниципальных выборов может насторожить власть, и она начнет пресекать все процессы на корню. Можно, конечно, давить самовыдвиженцев, но в этом случае неизвестно, как на это отреагируют избиратели. Уже на нынешних выборах мэра в приморском городе Партизанске, где суд снял с участия фаворита первого тура – кандидата от КПРФ, проявлялось недовольство граждан такими действиями. Они устраивали митинги, а на втором туре голосования в знак протеста испортили 25% бюллетеней. В подмосковном городе Жуковский поствыборные страсти не утихают до сих пор – в будущую субботу люди, недовольные итогами голосования, уже во второй раз будут собираться на акцию протеста.
Вместе с тем, похоже, что на следующих муниципальных выборах к административному ресурсу прибегать и не придется. Сразу после мартовских «сюрпризов» Госдума в первом чтении приняла законопроект, дающий депутатам муниципальных образований право отправлять в отставку избранных гражданами мэров. А неделю назад прошел второе чтение проект закона, по которому право на выдвижение избирательных списков на местном уровне получат только политические партии. А вот общественным организациям, выдвигающим независимых кандидатов, придется заключать с этими партиями соглашения, по которым им может быть предоставлено не более 15% мест в партийном списке.
Сейчас на Охотном Ряду лежит и еще один любопытный документ. В нем предлагается отменить избирательный залог на всех проходящих в России выборах – от федеральных до муниципальных. По замыслу авторов законопроекта, все без исключения непарламентские партии и граждане обязаны будут собирать подписи избирателей. А ведь сегодня у избиркомов есть около 50 законных причин для отказа регистрировать кандидата, сдавшего подписи. Эксперты уверены: если этот законопроект примут, то допускать к участию в муниципальных выборах станут только «нужных» кандидатов и тех, кто не представляет для чиновников никакой опасности.