Нефутбольная «стенка»
Драки фанатов превратились в разновидность спорта
В минувшие выходные футбольный матч ЦСКА – «Спартак» завершился обрушением разделительной сетки на трибуне, массовой дракой на Ленинградском вокзале и задержанием более сотни болельщиков обеих команд. После детального знакомства с жизнью футбольных фанатов «изнутри», выяснилось, что фанатские группировки в основном состоят из взрослых и обеспеченных людей, а драки между поклонниками различных клубов проходят, как правило, по особым правилам и обоюдному согласию.
У выхода из метро «Спортивная» двухметровый нетрезвый мужчина скандирует «ЦСКА – номер один!» Проходящие мимо парни с красно-синими шарфами подхватывают этот лозунг и относят по направлению к стадиону. Красно-синих сменяют красно-белые, которые идут с криками «Вперед, Спартак!» Основная масса болельщиков – парни 20–30 лет, многие одеты дорого и со вкусом. Мелькают кроссовки Lacoste (от 6 тыс. рублей, если не подделка), куртки Stone Island (от 30 тыс. рублей).
«Считается, что фанаты – это пэтэушники из неблагополучных семей. Так было в 1990-е годы. А сегодняшние фанаты – это люди со средним достатком или выше среднего. У многих семья, дети, свой бизнес», – рассказывает 27-летний болельщик ЦСКА. По его словам, СМИ пишут о фанатах неправду, изображая их «тупыми малолетними алкашами». Особенно возмутило парня недавнее выступление по телевизору одного психолога, который назвал фанатов «скрытыми гомосексуалистами». «Если бы я встретил этого психолога на улице, я бы ему лицо разбил», – негодует фанат.
«Жалко, что не увидел драку»
Всего в столице около 5 тыс. активных членов фанатского движения. Фанаты объединены в группировки – «фирмы». Во главе «фирмы» находится «генерал». Его слово – решающее при приеме в группировку. Следом идут top boys – 15–25 наиболее крепких парней. Во время драки «стенка на стенку» они формируют первый ряд. Остальные члены группировки – «молодежный состав» (до 100 человек). «В молодежном составе я был года полтора, потом после драки с одной хорошей спартаковской «фирмой» мне дали значок основного человека», – говорит болельщик «Локомотива». Опрошенные члены фанатских группировок попросили не называть их имена, опасаясь проблем с милицией.
Крупных «фирм» в Москве примерно 20. Еще порядка 20–30 мелких, которые постоянно создаются и разваливаются из-за плохой организации. Наиболее мощные группировки – у болельщиков ЦСКА (Red-Blue Warriors, «Ярославка», Kids) и «Спартака» (Flint Crew, Gladiators, Mad Butchers). Между фанатами этих клубов происходят наиболее жесткие уличные схватки. Среди динамовских «фирм» наиболее крупные – Capitals, Top Lads, Crazy Garbage, среди группировок болельщиков «Локомотива» – «Викинги», «Доберманы», Street Band. Главная группировка поклонников питерского «Зенита» называется «Невский фронт». Их принципиальные враги – болельщики столичного «Динамо».
Чтобы стать полноправным членом «фирмы», новичку нужно отходить на матчи как минимум сезон. Впрочем, иногда для вступления в фанатский коллектив достаточно поучаствовать в драке. «В сезоне 2004 года мы играли у себя дома с «Зенитом». Я и четыре моих друга оказались в толпе и подрались с «бомжами» (болельщиками «Зенита»). На следующем матче люди из группировки подошли и сказали, что видели нас. Как раз был выезд, и мы первый раз попали в общак», – вспоминает фанат столичного «Динамо».
Уже за три часа до матча ЦСКА – «Спартак» от метро «Спортивная» до стадиона «Лужники» омоновцы выстроились в живой коридор, сквозь который шли болельщики. Прежде чем попасть на свои места, фанаты и корреспонденты прошли через три пункта контроля. Мужчин обыскивали мужчины, девушек – женщины. Болельщиков просили открыть сумки, расстегнуть карманы, ощупывали штанины брюк. Тех, кто не стоял на ногах или лез драться, на стадион не пускали. Потом милицейская пресс-служба сообщит, что на матче ЦСКА – «Спартак» задержали 133 болельщика. Однако, несмотря на кордоны, фанатам удалось пронести с собой пиротехнику, которую они зажгли на 56-й минуте после гола Баженова – единственного за игру. «Спартак-Москва – моя любовь, с тобою я, пока есть в венах кровь!» – пела одна трибуна. «Сто голов в ворота «свиней» (спартаковцев)», – скандировала другая. Впрочем, основную часть фанатских речевок в газете процитировать сложно по понятным соображениям.
Когда прозвучал финальный свисток, футболисты «Спартака» подбежали к фанатскому сектору, сняли футболки и бросили их болельщикам. Толпа потянулась за футболками, из-за чего не выдержала и рухнула железная решетка, отделяющая фанатские сектора от стадиона. На решетку под напором толпы посыпались люди. Позднее стало известно, что ранения получили свыше 50 человек, в том числе трое с переломами попали в больницу. Корреспонденты смогли покинуть стадион лишь через 40 минут после завершения матча. Мужчина средних лет жаловался кому-то по телефону, что «не удалось увидеть драку фанатов». Тем временем от стадиона быстрым шагом удалялись группы молодых людей в спортивных куртках и кепках. Один из болельщиков пояснил, что это и есть «настоящие бойцы», и что «самое интересное еще только предстоит».
«Помоги, «мясо» в «Кружке» сидит»
За годы противостояния у фанатских группировок выработались правила уличных драк. Во-первых, фанаты нападают только на себе подобных и не трогают мирных жителей. Во-вторых, запрещено использовать холодное оружие и всевозможные подручные средства. В-третьих, противника бьют только до тех пор, пока он стоит на ногах. Лежачих не добивают, и проигравшему, чтобы признать свое поражение, достаточно просто упасть на землю.
В одном из выпусков журнала «Фан-Вестник», который издают болельщики ЦСКА, подробно рассказывается, какие действия могут попасть под статьи «Хулиганство» или «Массовые беспорядки», а что делать можно. Сами фанаты называют свои драки разновидностью кулачных боев «стенка на стенку», которые происходили по праздникам в Древней Руси. «Это игра, в которой побеждают сильные духом, которые идут против толпы и не боятся оказаться на асфальте», – говорит фанат «Спартака». Еще одно правило – соблюдать нейтралитет на матчах сборной. Впрочем, многие фанаты на матчи сборной не ходят принципиально. «На матче с Уэльсом я стоял в очереди с четырех утра. А перед открытием касс приехали какие-то барыги и забрали все билеты. Людям ничего не досталось», – поясняет фанат «Локомотива».
Так как стадионы в дни матчей оцеплены милицией, место для драки подыскивают отдельно. Обычно столкновения происходят там, где группировки натыкаются друг на друга. В «фирмах» есть специальные люди – «скауты», которые ведут разведку. «Встаешь дико рано, едешь на сбор, на котором уже узнаешь: что, где, когда. Собираемся и начинаем поиск врагов. На маршрутках, на машинах, по-разному бывает. Ждем информацию от «скаутов». Если что-то есть, то едешь. Или на вас едут, как получается. Если удается подраться, потом разъезд до футбольного матча. Потом снова сбор и поиски. Смотря, как прошел день. Если днем ничего не было, то точно что-нибудь будет после матча. А если днем было много событий, то после матча, скорее всего, ничего не будет», – поясняет фанат «Локомотива».
Не стала исключением и минувшая суббота, когда 20 фанатов ЦСКА и «Спартака» подрались на Ленинградском вокзале. Кстати, между фанатами этих же клубов состоялась и крупнейшая драка за всю историю фанатского движения в России, когда 11 марта 2006 года на площади Восстания у метро «Улица 1905 года» сошлись около 500 человек. «11 марта – знаменательный день для всех болельщиков ЦСКА. Мы поставили все точки над «i», выяснили, кто лучший. Хотя это и так всегда было ясно», – рассказывает один из участников той драки. Другая сторона, в свою очередь, утверждает, что болельщики ЦСКА победили за счет численного превосходства – их было 260 против 230 спартаковцев.
Несмотря на правила и ограничения, серьезные травмы в фанатских драках – обычное дело. «У меня на улице отнимали шарф. Я не отдавал, и мне сломали нос и руку. Это было не забавно. Я руками закрывал лицо, а оппонент хотел ударить по лицу, но ударил с такой силой, что сломал мне руку у предплечья», – говорит болельщик ЦСКА. Парень утверждает, что однажды уже «завязывал» с драками, но потом случайно встретил своих знакомых из «фирмы»: «Они ехали драться и попросили меня: «Помоги, там «мясо» (фанаты «Спартака») в «Кружке» сидят, а у нас народу мало». Ну как тут откажешь? Мы приехали к «Кружке», а там болельщики «Спартака» футбол смотрели. Мы не стали заходить в бар, потому что их было больше, чем нас. Мы сидели в машине и ждали, пока они сами выйдут. Они вышли, мы подрались и выиграли. Так я развязал».
«Дикий страх, даже трясет»
Помимо домашних матчей своей команды фанаты стараются не пропускать выездные. В 1990-е годы фанаты-подростки путешествовали «на собаках» – перекладных электричках. Современные респектабельные фанаты предпочитают летать на самолетах, а в чужом городе селиться в гостинице. «Вести такой образ жизни – недешевое удовольствие», – сообщил один из фанатов «Локомотива». По его словам, поездка по европейской части России в среднем обходится в 5–6 тыс. рублей, «если ты хочешь нормально отдохнуть, поселиться в номере и посидеть в баре». На входные билеты уходит незначительная часть бюджета – места в фанатские сектора (за воротами) стоят, как правило, не дороже 300 рублей.
Траты получаются еще большими, когда после драки оказывается порванной куртка или рубашка и на покупку новых приходится выкладывать по 3–5 тыс. рублей. При этом фанаты различных клубов в один голос отрицают, что за драки им якобы кто-то платит. «Все, что мы получаем, это масса удовольствия», – заявил болельщик «Спартака». Члены фанатских группировок утверждают, что уличные драки дают им больше адреналина, чем какое-либо другое занятие. «Все дело не только в драке. Сама по себе драка длится несколько минут. Но ощущения, которые ты испытываешь перед дракой и после нее, – это ни с чем не сравнимо», – говорит фанат ЦСКА. «Драка – это самый запоминающийся момент. Допустим, вас тридцать человек, и ты узнаешь, что тридцатка оппонентов где-то. Вот вы едете. И тогда адреналин такой, дикий страх, даже трясет. Но когда видишь врага, все заканчивается, появляется азарт», – подтверждает фанат «Локомотива».
Милиционеров фанаты не любят, однако признаются, что именно милиция порой спасала их от неминуемых избиений. «Весной 2007 года был случай. Нам сообщили, что на «Парке Победы» собираются наши враги в количестве около 20 человек. Нас было тоже где-то 20, к нам еще присоединилась другая «фирма» и получилось 35. Мы приехали на «Парк Победы», и тут звонит «скаут». Но мы уже трубки не берем. Идем, настроились. А оказалось, что к этой двадцатке вдруг резко буквально перед нами прибежало еще 30 человек, и в итоге их полтинник. Другая «фирма», которая была с нами, убежала. Но получилась ничья, потому что приехала милиция и всех разогнала», – вспоминает фанат «Локомотива».
Покинуть «фирму» можно в любой момент. Бывший фанат ЦСКА Кирилл два года назад отошел от футбола и пришел к религии. «Околофутбольная жизнь – это пустая трата времени. Я нашел себя в другой области, начал интересоваться религией и теперь каждое воскресенье хожу в церковь», – рассказал парень. «Мы живем обычной жизнью с теми же моральными ценностями, как и у остальных. Только помимо этой, основной жизни у нас есть и другая, околофутбольная, где мы деремся за свой клуб. Это своего рода спорт. Кстати, среди нас есть много спортсменов с наградами», – возражает другой болельщик. На вопрос, хотели бы они, чтобы их дети пошли по их стопам, фанаты отвечают уклончиво. «Каждому – свое. Преднамеренно я бы не стал заставлять. Но если мой сын скажет мне, что он – футбольный фанат, я отвечу: флаг тебе в руки», – говорит болельщик «Локомотива».