Локальное потепление климата
Россия и США договорились публично не спорить по проблеме ПРО
Прошедшие вчера в Москве переговоры министров иностранных дел и обороны России и США зафиксировали новую геополитическую ситуацию: разногласия по ключевым вопросам, особенно ПРО, сохраняются, но стороны обязуются не подливать масло в огонь и сосредоточиться на тех проблемах, где консенсус доступен. Кондолиза Райс и Сергей Лавров заявили, что США предложили России разработать подробный всеобъемлющий документ, который заложит основы стратегического сотрудничества. «Мы согласились, что нужно составить некий документ совместной стратегической рамочной системы, в котором мы можем отразить те элементы, по которым президенты России и США договорились и который будет включать все элементы сотрудничества между США и Россией, - сообщила госсекретарь. - Речь идет о документе, который должен показать всю глубину и ширину российско-американских отношений».
Кондолиза Райс уточнила, что предложенный к разработке документ не является официальным договором, то есть не свяжет стороны какими-либо обязательствами. Однако, учитывая остроту разногласий между Россией и США по планам развертывания ПРО в Европе и отчасти Косово, намерения сторон дают основания прогнозировать теплую дружественную атмосферу на апрельском саммите НАТО в Бухаресте, куда приглашены Владимир Путин и Дмитрий Медведев.
С этим согласен замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. "Очевидно, что победил такой вариант: не делать основополагающими те вопросы, по которым существуют разногласия, - ту же тему ПРО или сокращения вооружений, - отметил политолог. - А в рамочную декларацию о намерениях, предложенную американцами, можно внести договороемкие темы: например, углубление борьбы с терроризмом и режима нераспространения оружия массового поражения (ОМП), свободный доступ стран к мирному атому. После чего эксперты подготовят договор по указанным в меморандуме пунктам".
Госсекретарь США Райс указала, что доработки требуют вопросы стратегических взаимоотношений, сокращения вооружений, что делать после завершения Московского договора (СНП) и завершения договора СНВ-1. Напомним, по договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) стороны обязаны показывать свои ракетные комплексы и фиксировать число боеголовок, оповещать об испытательных и проверочных пусках ракет, давать общий отчет каждые полгода. Действие договора истекает в декабре 2009 года. Россия, по мнению военного эксперта Виктора Литовкина, хочет все это сохранить, изменив. Например, снять запрет на использование ракет наземного базирования с несколькими боеголовками, так как США ставят их "одноклассников" на подводные лодки.
Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) предписывает установить методику проверок числа боеголовок с тем, чтобы у каждой из сторон к концу 2012 года осталось по 1700-2200 единиц. Эти методики проверок до сих пор не утверждены, вдобавок США считают, что под действие договора попадают только поставленные на носитель боеголовки, а не хранящиеся на складах. У России таких возможностей для хранения нет, склады рассчитаны по числу имеющихся боеголовок. При этом договор не устанавливает юридических обязательств сторон. Все это может стать новым камнем преткновения.
Хотя Сергей Лавров заявил, что российские "озабоченности американской стороной, насколько мы понимаем, услышаны", и назвал американские конкретные предложения достаточно важными и полезными, но компромисс по проблеме ПРО найден не был, да и не мог быть. США будут строить объекты в Чехии и Польше, а России письменно представили технические гарантии, которые экспертам еще предстоит изучать (о предложениях США).
Тем не менее планы США по ПРО не испортили переговоры, на которые Владимир Путин и Джордж Буш возлагали особые надежды. Этот итог визита в Москву Райс и Гейтса может свидетельствовать о некотором потеплении двусторонних отношений.
Встреча с альтернативным мнением
Кондолиза Райс и Роберт Гейтс встретились вчера за завтраком с лидером "Яблока" Григорием Явлинским, экс-депутатом Госдумы Владимиром Рыжковым, членом правления ВТБ Ольгой Дергуновой, президентом Института энергетической политики Владимиром Миловым, замдиректора Московского центра Карнеги Дмитрием Трениным и редактором отдела политики журнала "Русский Newsweek" Михаилом Фишманом.
"Это не была дискуссия, - сообщил в интервью "Газете" Рыжков. - Гостям просто было интересно услышать наши мнения по различным проблемам".
Рыжков говорил Райс и Гейтсу о проблемах влияния авторитаризма, установившегося в России, на ситуацию внутри страны, когда российские граждане терпят на себе все большие "издержки сложившейся системы". Например, рост коррупции и ухудшение позиций страны на внешнеполитической арене. "Чем более авторитарным и закрытым становится государство, тем больше конфронтации по периметру и тем большие издержки несет народ" - заявил Рыжков. Еще он затронул тему убийства журналистов в России, выборов, упомянул об аресте лидера петербургского "Яблока" Максима Резника. А вот Григорий Явлинский внутриполитических аспектов не затрагивал. Пресс-секретарь партии Евгения Диллендорф сообщила корреспонденту "Газеты", что он размышлял о неэффективности двусторонних отношений: "За последние 20 лет Россия и США так и не стали союзниками". Он напомнил, что договор СНВ-1 истекает в 2009 году, а из договора по ПРО 1972 года США вышли: "Таким образом, в ближайшее время договоренностей, которые регулируют наши отношения в сфере стратегических вооружений, не будет". Явлинский призвал закрепить положения о стратегических вооружениях во всеобъемлющем договоре. (Ольга Болотова)