Язык до выборов доведет
Для реформы Совета Федерации больше нет юридических препятствий
Благодаря богатству русского языка мы с сенатором Юрием Шарандиным нашли способ, как, не меняя Конституции, перейти к выборности членов Совета Федерации«, — признался вчера председатель Совфеда Сергей Миронов. Новый порядок, по его мнению, заставит сенаторов стать ближе к народу.
Заявление прозвучало спустя неделю после того, как возможность реформы палаты не исключил источник в окружении Дмитрия Медведева, избранного президентом. «У идеи много плюсов», — отметил он, добавив, что сенаторы практически перестали заниматься законотворчеством. В весеннюю сессию от депутатов Госдумы поступило 615 законов, от сенаторов — 151.
Статья 95 Конституции определяет, что «в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта: по одному от представительного <...> и исполнительного органов госвласти». Если сенаторов выбирать «по-настоящему», придется менять не только закон о формировании палаты, но и избирательное законодательство, и Конституцию, ведь выборы предполагают право любого выбирать и быть избранным, а не неким «представителем», рассуждает сенатор Шарандин. Но если использовать по отношению к волеизъявлению граждан юридический термин «голосование» (а не «выборы») по предложенным властями персонам, нарушения не будет. Попавшие в Совфед и останутся «представителями», и получат одобрение народа, отмечает он. В интервью «Ведомостям» Миронов рассуждал, что губернаторы могли бы представлять не менее двух кандидатур, а заксобрания — не менее трех или четырех.
Законопроекты о выборах сенаторов вносились в парламент в прошлом году, но тогда руководство обоих палат говорило, что юридически споры вокруг этого еще не разрешены. Теперь их для себя разрешило, по крайней мере, руководство верхней палаты.
Все это не создаст политической конкуренции, ведь губернатор сам назначенная фигура, но исключит элемент келейного делегирования сенаторов, говорит профессор Высшей школы экономики Михаил Краснов. Власть признает, что пора решать эту проблему, а будущий президент наверняка подумывает, какой вклад он внесет в развитие федерализма, полагает замдиректора Центра Карнеги Дмитрий Тренин. Вряд ли стоит сейчас ждать от него шагов по изменению системы, выстроенной Путиным, но сигналы свидетельствуют, что у него есть собственные идеи, как строить государство.