За кассовый чек будут бороться

Вопрос об отмене кассовых аппаратов для тех представителей малого бизнеса, кто работает по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), будет решен в ближайшее время. Эту давно ожидаемую предпринимателями новость подхватили все деловые СМИ после заявлений первых лиц государства о решении проблемы на правительственном уровне. О необходимости добровольности в использовании ККМ не раз публично заявляли и предприниматели Архангельской области. На IX конференции представителей малого предпринимательства, которая проходила в Архангельске в начале июня, бизнес вновь акцентировал внимание - затраты на контрольно-кассовую технику с каждым годом растут, но работа с кассой от этого приятнее не становится.
Доводы предпринимателей предельно просты: покупка одного кассового аппарата обходится в 15–17 тысяч рублей, годовое обслуживание тоже стоит недешево – около 10 тысяч рублей в год. Причем последнюю сумму нужно заплатить независимо от того, обратишься ли ты в сервисный центр или нет.
Владелец небольшого магазинчика только на кассовые аппараты должен раскошелиться как минимум на 100 тысяч рублей ежегодно (это если в запасе держать одну-две ККМ на случай поломки основной кассы).
Недовольство предпринимательского сообщества вызвано еще и тем, что с завидной периодичностью ККМ вносят в список устаревших моделей. Это означает, что предприятиям вновь приходится приобретать контрольно-кассовые аппараты, но уже новой серии.
«Такое впечатление, что мы работаем для обеспечения доходов бизнеса, основанного на производстве и обслуживании ККМ, – говорит председатель Архангельского регионального объединения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей АНТУФЬЕВ. – Вопрос о добровольности использования ККМ поднимался давно, как на региональном, так и на федеральном уровне. Но, видимо, лобби настолько сильно, что для принятия решения нужна политическая воля».
Волю действительно ждали, пока министр экономического развития Герман ГРЕФ на заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ не обратился к Михаилу ФРАДКОВУ с просьбой лично вмешаться и помочь решить вопрос об отмене ККМ. «Только вы можете поставить в этом вопросе точку, и это будет большой подарок малому бизнесу», – заметил Греф.
ЭКЛЗ увеличила затраты
В ходе работы «круглого стола» в рамках областной конференции малого предпринимательства особо много возражений прозвучало по отношению к ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защитная).
По мнению предпринимателей, именно электронная контрольная лента, которой теперь оборудуются кассовые аппараты, привела к почти 50%-ному удорожанию ККМ.
«Если раньше простой кассовый аппарат можно было приобрести за 9,5 тысячи рублей, то теперь, с устройством ЭКЛЗ, которое придется периодически менять, надо выложить 17 тысяч рублей», – говорит частный предприниматель из Холмогорского района Вера Сматанина.
Представители малого бизнеса уверяют – добровольность использования ККМ при ЕНВД облегчит жизнь малому бизнесу. Не пострадает и государство, ведь ЕНВД не зависит от суммы выручки.
Почему добровольность?
У предлагаемого добровольного использования ККМ есть основания – работодателю легче контролировать работу своих сотрудников, если есть кассовый аппарат. Тех же, кто обходится без электронной машины, не нужно обременять ККМ.
«Отмену ККМ нельзя допустить, – убеждена начальник управления по торговле и услугам населению мэрии Архангельска Елена Попова. – Кассовый чек служит доказательством приобретения товара». По ее словам, как, если не по чеку, проверить стоимость продуктов, правильность расчета. Предприниматели возразили – по закону о защите прав потребителей отсутствие чека не может быть причиной отказа в замене товара.
Тем не менее, согласно Гражданскому кодексу, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
В труднодоступных местностях, а это около 200 населенных пунктов Вельского, Устьянского, Шенкурского, Мезенского, Лешуконского и других районов, кассовые аппараты разрешено не использовать. Этот перечень ежегодно меняется и утверждается постановлением главы администрации Архангельской области. Но, как правило, именно там намного больше обращений потребителей с жалобами на предпринимателей.
Противостояние еще будет
Принятию законопроекта активно препятствует Министерство финансов, ссылаясь на защиту прав потребителей, а также на то, что нововведение усложнит процедуру отслеживания оборота наличности.
В частности, отсутствие контрольно-кассовых машин помешает рассчитывать корректирующие коэффициенты при начислении ЕНВД, что приведет к нарушению конкуренции на муниципальном уровне, ведь размер корректирующего коэффициента ставится в зависимость от режима работы, сезонности, величины доходов, места осуществления предпринимательской деятельности. Однако и в этом случае есть что возразить – расчеты расчетами, и все же окончательное слово в вопросе ЕНВД остается за депутатами муниципального уровня, которые зачастую устанавливают корректирующий коэффициент К2 вне зависимости от представленных цифр.
На Петербургском экономическом форуме заместитель председателя правительства Сергей Иванов заявил, что окончательное решение о добровольности применения ККМ будет принято в течение двух недель. Но смогут ли убедить за это время в правильности реформы законодательства Министерство финансов? По всей видимости, главное финансовое ведомство страны пока не намерено сдаваться.
справка
По подсчетам экспертов, ежегодно на приобретение и обслуживание контрольно-кассовых аппаратов малый бизнес тратит 20 млрд рублей, а на поддержку малого бизнеса в год выделяется 3,5 млрд рублей. В то же время поступления в бюджеты от плательщиков ЕНВД едва превышают 30 млрд рублей, при этом примерно треть муниципальных бюджетов формируется за счет поступлений ЕНВД. В Архангельске эта доля составляет около 7%.