С новым сердцем!
В победную ночь, с 8-го на 9 мая, в НИИ патологии кровообращения имени Мешалкина впервые за Уралом была проведена операция по трансплантации сердца. Обладателем нового сердца стал тридцатисемилетний житель Петропавловска-Камчатского.
Здоровое донорское сердце необходимо многим: только в Новосибирском институте в листе ожидания, так на медицинском языке называется сердечная очередь, с 2002 года значились порядка тридцати человек. С этого года институт Мешалкина был уже готов к пересадке сердец. Но половина из этого списка, к сожалению, новых сердец так и не дождалась. До настоящего времени в России операции по пересадке сердца проводили лишь в Московском институте трансплантологии.
Несмотря на то, что институт Мешалкина к трансплантации готов давно, финансирование на пересадку сердец он получил лишь в этом году. Государство выделило ему три квоты стоимостью в миллионы рублей. Оставалось лишь ждать…
Сообщение о наличии потенциального донора человека, у которого зафиксирована смерть мозга, поступило в ННИИПК Мешалкина вечером 8 мая из 34-й больницы.
Нужно сказать, что городская 34-я больница является единственным медицинским учреждением в Новосибирске, на базе которого проводится забор органов. Здесь же трудится и независимая медицинская экспертиза, выносящая окончательный вердикт о смерти мозга человека, находящегося в критическом состоянии после аварии или несчастного случая. В этот раз донорское сердце оказалось здоровым и «свободным». Если до наступления клинической смерти человек или его родственники не наложили запрет на донорство, то орган можно изъять.
В этот момент, по стечению обстоятельств, в клинике Мешалкина находился пациент, который прибыл к нам для имплантации стволовых клеток в миокард (институт Мешалкина — пока единственный в России, который освоил этот метод). Мужчина уже полтора года находился на контроле у наших кардиологов: у него было два инфаркта, и его сердечко срочно требовало ремонта. О новом сердце он мог только мечтать, и тут ему повезло. После типирования и полного исследования донорского сердца оказалось, что орган подходит ему по всем параметрам. И после решения пациента о трансплантации его стали срочно готовить к операции. А пока шла подготовка, специалисты института выехали в 34-ю больницу. Сердце изъяли, погрузили в специальный контейнер и, включив сирены «скорой», помчались в институт. В операционную сердце было доставлено уже через сорок минут.
Донорское сердце живет всего четыре с половиной часа. Потом погибает. Кардиохирурги успели пересадить сердце, и через три часа оно уже билось в новом теле.
В операционной группе работало девять человек. Главными были руководитель Центра хирургии аорты коронарных и периферических артерий, профессор Александр Чернявский и директор института, член-корреспондент РАМН Александр Караськов. Кардиохирурги вместе с коллегами работали быстро и точно. По их словам, операция по пересадке сердца прошла успешно. Состояние пациента стабильное, и, мало того, уже в два часа дня, через несколько часов после операции, счастливчик поздравлял своих родственников с Днем Победы по телефону.
Однако на этом лечение не заканчивается. Самое важное еще впереди: организм должен окончательно признать чужое сердце. Это значит, что пациенту придется пройти курс специальной терапии. Сколько он будет находиться в клинике Мешалкина, предположить трудно. На это может уйти целый год.
Но даже после терапевтического курса обладателю нового сердца придется всю жизнь принимать лекарства на сумму пятьсот тысяч рублей в год. Их оплачивает государство.
Стоимость трансплантации сердца посчитать проблематично. В нее входит много процедур: от изъятия органа и последнего шва до медикаментов, необходимых на проведение специальной послеоперационной терапии. Получается в среднем два миллиона рублей. Само донорское сердце бесценно.
И самое важное. ННИИПК Мешалкина официально признан институтом по трансплантации органов вторым в России.
— В нашей клинике выполняется много гораздо более сложных вмешательств, нежели пересадка сердца, — сообщил директор института Александр Караськов. — У нас имеется все необходимое оборудование и медикаменты для лечения сердечных заболеваний. Мы ждали только финансирования. Сегодня у нас есть гарантии Минздравсоцразвития о финансировании еще двух таких операций, а в течение года возможно решение вопроса о финансировании дополнительно еще пяти-шести трансплантаций. Выделили средства и на десять механических сердец стоимостью двести двадцать тысяч евро. Правда, такие аппараты поддерживают жизнь лишь в течение трех-пяти лет.