"Да я с Ходорковским даже не знаком!"
Басманный суд начал оглашение приговора по делу о хищении $13 млрд
Басманный суд Москвы вчера приступил к оглашению приговора бывшим руководителям подконтрольных ЮКОСу компаний Владимиру Малаховскому и Владимиру Переверзину. Оба признаны виновными в хищении $13 млрд и отмывании $8,5 млрд, полученных от реализации нефтепродуктов дочерних компаний ЮКОСа "Юганскнефтегаза", "Самаранефтегаза" и "Томскнефть ВНК".
Суд согласился с доводами прокуратуры о том, что в результате действий преступной группы, в которую также входили экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и руководитель МФО "МЕНАТЕП" Платон Лебедев, "дочки" ЮКОСа недосчитались значительной доли выручки. Ожидается, что вынесенный приговор станет одним из главных козырей Генпрокуратуры при рассмотрении в суде второго уголовного дела Ходорковского и Лебедева, о завершении расследования по которому следствие объявило в феврале.
К слушанию уголовного дела экс-директора фирмы "Ратибор" Владимира Малаховского и замдиректора дирекции внешнего долга ЮКОСа Владимира Переверзина суд приступил еще в апреле 2006 года. Тогда подсудимых было трое: помимо Малаховского и Переверзина перед судом также предстал российский и испанский подданный Антонио Вальдес-Гарсиа. В отличие от двух других подсудимых он находился под подпиской о невыезде. Однако, когда в январе 2007 года гособвинитель Ирина Шляева попросила приговорить его наряду с Малаховским и Переверзиным к 11 годам лишения свободы, Вальдес-Гарсиа скрылся. Поэтому вчера судья Елена Ярлыкова зачитывала свой вердикт лишь двоим подсудимым. Антонио Вальдес-Гарсиа упоминался в нем только как "лицо, дело в отношении которого было выделено в отдельное производство".
Приговор гласил, что Малаховский и Переверзин совершили преступление в составе организованной преступной группы, в которую входили "владельцы и руководители" НК ЮКОС: Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, а также акционер Group MENATEP Михаил Брудно, проживающий ныне в Израиле и объявленный Генпрокуратурой в международный розыск. Были разработаны схемы хищений, которые "периодически обновлялись". Согласно им сырая нефть, добываемая дочерними предприятиями ЮКОСа - "Юганскнефтегазом", "Самаранефтегазом" и "Томскнефть ВНК", - на бумаге приобреталась подставными компаниями "Фаргойл", "Ратибор" и другими, зарегистрированными в зонах с льготным налогообложением в Мордовии, Эвенкии и Калмыкии, по заниженным ценам. Эти подставные фирмы лишь формально участвовали в аукционах на покупку сырой нефти и с легкостью становились их победителями, получая "искусственное право собственности на нефтепродукты". Затем по договору комиссии с ЮКОСом сырая нефть реализовывалась на экспорт по цене, в два-три раза превышающей первоначальную. Это делалось через кипрские компании "Рутенхолд холдингс лимитед" и "Пронет холдингс лимитед", которыми и руководил Владимир Переверзин. Как отмечалось в приговоре, на данные фирмы приходилось более 95% экспорта нефтепродуктов, добываемых "дочками" ЮКОСа. "Эти фирмы осуществляли функции центра транзитных расчетов от реализации нефтепродуктов на внешнем рынке", - отметила судья. Активными членами преступной группы также являлись бывший вице-президент ЮКОСа Михаил Елфимов (он подписывал договоры о продаже нефти подставным фирмам от имени трех "дочек" ЮКОСа, а затем от имени последнего реализовывал нефть на экспорт; сейчас Елфимов проживает в Латвии, объявлен в международный розыск). Еще одним рядовым участником группы являлся гендиректор подставного ООО "Ратмир" Владислав Карташов, третий год проживающий на Кипре, в выдаче которого России недавно отказал суд Никосии.
Суд установил, что хищение вверенного подсудимым имущества Малаховский, Переверзин, а также лица, находящиеся в розыске, руководство и менеджмент ЮКОСа совершили в 2001-2003 годах. "Всего на счета в АКБ ДИБ и московский филиал банка "Менатеп" было перечислено 399 млрд 6 млн рублей необоснованного дохода, которым они распорядились по своему усмотрению, совершая различные финансовые операции", - сказала судья. Что же касается отмывания средств, вырученных от продажи нефтепродуктов, то они имели место в 2002-2003 годах (именно тогда появилась уголовная ответственность за легализацию вверенного имущества по статье 174-1 УК РФ). Похищенные деньги были легализованы с помощью покупки векселей "Газпрома" (стоимостью 450 млн рублей), а также ценных бумаг других компаний, указала судья.
В ходе процесса подсудимые не признали свою вину. Так, Малаховский не отрицал, что руководил рядом коммерческих фирм - ООО "Ратибор" и других. Однако заверил, что не участвовал в их создании и не обсуждал цену на нефть, которая уже была указана в договорах, присылаемых ему на подпись. "Я никогда не состоял в организованной преступной группе, не похищал денег и не принимал участия в их легализации", - заявил он. Переверзин, в свою очередь, утверждал, что не был знаком "ни с Ходорковским, ни с Лебедевым, а с Брудно встречался лишь два раза". Он заявил, что возглавляемые им фирмы "никогда не были подставными, а заключенные контракты - фиктивными". Однако суд отверг эти доводы. Одним из доказательств вины подсудимых суд, в частности, счел показания представителей "Юганскнефтегаза", "Самаранефтегаза" и "Томскнефть ВНК". Они заявили в суде, что компании были лишены возможности самостоятельно продавать нефть, а подконтрольные ЮКОСу фирмы большую часть продукции сразу же экспортировали за рубеж, поэтому весь доход оставался у них, а не у производителей.
Как ожидается, сегодня суд закончит оглашение приговора и определит подсудимым меру наказания. По словам адвокатов подсудимых, они будут обжаловать приговор, "какие бы сроки суд ни определил". По словам защитника Малаховского (он пожелал остаться неназванным), прокуратура так и не смогла доказать факт хищений. Он отметил, что нефтепродукты продавались не только кипрским компаниям, которые следствие считает подставными, но и ряду других фирм, не имеющих к ЮКОСу никакого отношения. "Так, монгольской компании "Мунай" ЮКОС продавал нефть по цене $135 за тонну, дешевле, чем фирме "Рутенхолд" ($160 за тонну). Если бы "Рутенхолд" была подставной фирмой, принадлежащей ЮКОСу, неужели бы ей продавали дороже?" - недоумевает защитник. По мнению адвокатов, речь не может идти и об отмывании денег, "поскольку все фирмы были прозрачные и их доходы отражались в налоговых декларациях".