Коллективное безответственное
Региональная политика в России не рождается даже в муках
В уходящем году в России официально началась реформа местного самоуправления, прошли выборы в региональные органы власти, продолжилось вялое объединение некоторых несопротивляющихся регионов, список партии «Единая Россия» пополнился еще парой десятков губернаторов, а региональная политика была признана недостаточно эффективной на самом высоком уровне. Отняв у регионов финансовые полномочия и лишив граждан возможности выбирать губернаторов, центр взвалил на себя ответственность за все происходящее в каждом уголке необъятной страны.
1 января 2006 года в России вступил в силу федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В сентябре прошлого года Госдума одобрила инициированные Кремлем поправки в закон, практически предполагающие перенос его вступления в силу на 1 января 2009 года. В поправках предлагалось перенести на начало 2009 года вступление в силу не только самого закона о местном самоуправлении, но и положений Бюджетного и Налогового кодексов, касающихся межбюджетных отношений. Регионам также предлагалось до 1 января 2006 года принять законы, определяющие объем полномочий, передаваемых в муниципалитеты на переходный период. Бюджеты муниципальных образований разрешено формировать не на основе собственных налогов, как предусмотрено законом, а по фактическим доходам и расходам. Таким образом, ответственность за реализацию реформы перекладывалась с федеральной власти на региональный уровень.
После этого о местном самоуправлении никто практически не вспоминал. При этом безболезненно реформа «пошла» только в тех регионах, где МСУ существовало и до принятия нового закона. Интерес к местному самоуправлению периодически проявлялся только у «Единой России», да и то "корыстный". Сначала самоуправление хотели сделать партийным, потом попытались отменить выборность мэров крупных городов. После того как мэры-единороссы возмутились политикой своей партии и даже пообещали ей проблемы на выборах, инициаторы поправок о назначении мэров были преданы анафеме, а лидер "Единой России" Борис Грызлов пообещал «не трогать мэров до 2009 года».
Как сложится ситуация к 2009 году, никто не знает, но многое решится на ближайших федеральных выборах парламента и президента. Поскольку кандидатура преемника Владимира Путина пока неизвестна, то даже партии власти готовятся к относительно самостоятельной игре на парламентских выборах в 2007 году. А все региональные кампании 2006 года проходили под маркой «генеральной репетиции» федеральных.
В этом году был введен единый день голосования, выборы прошли 12 марта и 8 октября. «Единая Россия» выставляла свои партийные списки во всех 17 регионах, где проходили выборы в региональные парламенты, и везде заняла первое место. Определенной неожиданностью стал успех заявившей об объединении осенью Партии жизни с «Родиной» и Партией пенсионеров, а также второе место «Союза правых сил» на выборах 3 декабря в законодательное собрание новообразованного Пермского края. Следующая «генеральная репетиция» состоится в марте 2007 года, причем в некоторых регионах выборы пройдут по новым правилам. Правила эти были приняты в течение года при активном содействии единороссов - теперь «зарегистрированный кандидат или избирательное объединение не вправе использовать эфирное время для распространения призывов голосовать против кандидата или кандидатов». Кроме того, не допускаются «описания возможных негативных последствий в случае, если тот или другой кандидат будет избран». Согласно принятым осенью поправкам, агитационные ролики кандидатов не могут содержать и коммерческую рекламу. Также был принят законопроект, запрещающий регистрировать кандидатов, которые имеют неснятую судимость за совершение тяжких, особо тяжких преступлений или деяния экстремистской направленности. Кроме того, был отменен нижний порог явки избирателей.
В этом году федеральная власть столкнулась со сложностями при попытке продолжить процесс укрупнения в регионах. Отказались объединяться Адыгея с Краснодарским краем и Республика Горный Алтай с Алтайским краем. В обоих случаях федеральная власть предпочла не давить, благо в стране есть еще несколько десятков регионов. Зато во время конфликта на Алтае в октябре 2006 года главы Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (АБАО) Равиль Гениатулин и Баир Жамсуев подписали обращение к федеральному руководству с просьбой об образовании нового субъекта - Забайкальского края.
Разговорами об объединении и массовым вступлением губернаторов в ряды «Единой России» - только в декабре в партию вступили Виктор Ишаев (Хабаровский край), Александр Ткачев (Краснодарский край) и Аман Тулеев (Кемеровская область) - и ограничивалась в основном в этом году региональная политика. Летом прошел госсовет, на котором предполагалось обсудить стратегии развития регионов. «На территории России не должно быть медвежьих углов, живущих отдельно от планов всей России и тенденций развития современного мира» - так описал тогда обновленную региональную политику России Владимир Путин. Закончилось тем, что глава рабочей группы по подготовке доклада красноярский губернатор Александр Хлопонин предложил хотя бы написать федеральный закон, который обозначил бы понятийный аппарат региональной политики.
На сентябрьском заседании президиума госсовета в Сочи глава рабочей группы, губернатор Тюменской области Владимир Якушев предложил другое решение: внедрить систему контроля деятельности губернаторов по 138 критериям. Критерии предельно простые, даже примитивные, как правило, это обычная статистическая информация, которую дает «Росстат». При существующей системе утверждения губернаторов региональными парламентами по представлению президента реальная формула назначения совсем другая - она связана с оценкой политической стабильности в регионе, с лоббистскими возможностями, с подковерными интригами, а не социальными показателями. Поэтому и у этой инициативы нерадужное будущее. Тем более что раньше никаких 138 критериев определения эффективности губернатора не требовалось - если людям не нравилось, как работал руководитель их региона, они просто избирали другого на всенародных выборах.