Аудитору ЮКОСа вчинен иск
За соучастие в налоговой схеме

Налоговая служба полагает, что PricewaterhouseCoopers (PwC) вводила в заблуждение акционеров ЮКОСа, не говоря им правды о налоговых схемах компании. На этом основании налоговики сочли PwC соучастником преступления и подали иск в суд.
18 декабря арбитражный суд Москвы принял иск московской налоговой инспекции № 5 к ЗАО “ПрайсуотерхаусКуперс Аудит” и компании ЮКОС. В тексте жалобы, который есть у “Ведомостей”, налоговики требуют признать недействительным договор между двумя компаниями и взыскать в доход государства $145 000, которые ЮКОС заплатил за аудит бухгалтерской отчетности за 2002 г. По мнению налоговой инспекции, “ПрайсуотерхаусКуперс Аудит” составила два разных аудиторских заключения: одно — для внутреннего пользования, второе, “заведомо ложное”, — для акционеров.
Во втором сказано, что отчетность ЮКОСа достоверно отражает финансово-хозяйственное положение компании на 31 января 2002 г., а в первом — что компания нарушает закон, используя фонд финансовой поддержки развития производства. В 2005 г. арбитражный суд признал, что этот фонд был основой налоговой схемы ЮКОСа, подчеркивается в жалобе налоговиков.
“ПрайсуотерхаусКуперс Аудит” исследовала те же документы, что потом послужили основанием для привлечения к ответственности ЮКОСа, подчеркивает начальник инспекции № 5 Елена Анисимова. По ее мнению, целью договора с аудиторами было “сокрытие обстоятельств применения схем”, а “ПрайсуотерхаусКуперс Аудит” фактически была их участником.
“Мы категорически отвергаем обвинения в недобросовестности, — заявил "Ведомостям" гендиректор российского офиса PwC Майк Кубина. — Ответственность за решения, которые должно принимать руководство компаний, не может быть переложена на аудитора”. По словам Кубины, письменная информация руководству компаний-клиентов — не проявление двойных стандартов, а требование закона.
Налоговая служба за последние полгода во второй раз предъявляет крупные претензии PwC. В сентябре налоговики выиграли иск на $11 млн, убедив суд, что компания занизила налог на прибыль. PR-менеджер PwC Екатерина Шапочка предполагает, что налоговики предвзято относятся к PwC: возможно, кто-то пытается таким образом давить на ЮКОС в преддверии банкротства.
Получить комментарии налоговой службы вчера не удалось.
Конкурсный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун не знает об иске налоговиков.
Один из бывших сотрудников ЮКОСа говорит, что PwC действительно предоставляла разные заключения на отчетность компании для инвесторов и для менеджмента: “Заключение для менеджмента было более подробным и затрагивало такие вопросы, по которым не было необходимости отчитываться перед инвесторами”. Он полагает, что претензии ФНС к аудитору могут быть связаны с готовящимися исками дружественных GML структур к ЮКОСу.
Аналитик “Атона” Стивен Дашевский уверен, что претензии налоговиков к аудиторам не имеют никакого отношения ни к предстоящему банкротству ЮКОСа, ни к разнонаправленным интересам “Газпрома” и “Роснефти”: “Эти люди решают вопросы на другом уровне”.
Аудиторы всегда помимо официального заключения пишут специальные рекомендации для руководства, говорит партнер Deloitte Вадим Сорокин, главное — чтобы в пояснении для менеджеров не оказалось фактов, которые влияют на финансовую отчетность, но были упущены в заключении о финотчетности.
Из-за претензий налоговиков “Газпром” не намерен разрывать отношений с PwC, утверждает пресс-секретарь предправления “Газпрома” Сергей Куприянов. По его словам, аудитор может вне рамок публичного заключения предупредить компанию о существующих рисках. Если “Газпром” считает их существенными, концерн самостоятельно предупреждает об этом инвесторов в финансовых отчетах или пояснениях к ним.
Налоговики превысили полномочия, подав такой иск, уверен управляющий партнер компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Сергей Пепеляев: они вправе оспаривать действительность сделки, только если эта сделка влияла на уплату налогов, а сделка по заверению бухгалтерской отчетности на объем налогов никак не влияет.
Представитель крупной аудиторской компании полагает, что, если суд встанет на сторону налоговиков, российский рынок аудиторских услуг ждут большие перемены: часть клиентов уйдет к российским аудиторским компаниям, аудиторы, возможно, начнут страховать ответственность и поднимут цены.
Топ-менеджер крупной юридической компании считает, что налоговики оказывают давление на PwC, чтобы через аудиторов получить доступ к информации об их клиентах. Сорокин сообщает, что законно у аудиторов можно будет изымать только документы ЮКОСа.
Зачем освежили дело ЮКОСа?
Евгений Сабуров, бывший член совета директоров ЮКОСа:
– Дело темное. К сожалению, в нашей стране экономика зависит от воли лица, наделенного властью, и от того, с какой ноги он встал. А предсказать такие действия просто невозможно. С "Сахалином-2" также начиналось – было непонятно, какая поставлена задача. Но я не думаю, что "ПрайсвотерхаусКуперс" будут мочить до конца. Международное сообщество научено делом ЮКОСа и выскажется теперь так, что наша власть не сможет его не услышать.
Марлен Манасов, генеральный директор компании UBS:
– Не знаю, времена дикого капитализма прошли. "ПрайсвотерхаусКуперс" – это серьезная международная компания, сомневаюсь, что к ней будут применены те же санкции. Если компания не права, она заплатит штраф, а если ФНС – то она должна принести публичные извинения.
Владислав Резник, председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам:
– Если аудиторская компания выявила состав преступления в действии ЮКОСа, то им надо было самим отказаться от дальнейшего сотрудничества и заявить на компанию в органы.
Оксана Дмитриева, депутат Госдумы:
– Непонятно, но я думаю, что претензии к "ПрайсвотерхаусКуперс" сводятся к тому, что их аудиторское заключение не соответствовало истинным результатам деятельности ЮКОСа, что выяснилось впоследствии. Вообще такие компании, как ЮКОС, предоставляют много аудиторских заключений от разных фирм.
Юрий Кобаладзе, управляющий директор компании "Ренессанс Капитал":
– Трудно сказать, ведь власти уже признали, что дело ЮКОСа престижу России ничего не дало. Зачем нужен новый виток? Тем более что все претензии к ЮКОСу предъявлены, Ходорковский сидит в тюрьме и вроде бы в деле поставлена точка, а оказывается, это многоточие. Непонятно, зачем государству вмешиваться в дела двух компаний?
Марк Гарбер, старший партнер компании Fleming&Family Partners:
– Затем, чтобы зачистить оставшиеся пробелы перед рассмотрением жалобы ЮКОСа в Евросуде. Но если наши налоговики там и проиграют, то ситуация не изменится, так как Россия живет по внутренним законам, а не по внешним.
Григорий Томчин, президент Всероссийской ассоциации приватизированных и частных предприятий:
– Команды "Стоп!" не было. Чиновники продолжают работать, и каждый хочет внести свою лепту. А ищут они там, где легче найти, и кто-то решил опять выслужиться.
Дмитрий Маркаров, первый вице-президент ОАО "Росгосстрах":
– Это совпадение. Одна компания добывала сырье, а эта предоставляет услуги, и размеры претензий несопоставимы. Не думаю, что это освежение дела ЮКОСа, скорее, это напоминает ситуацию с претензиями к фирме "Артур Андерсон" четыре года назад.