Рано или поздно такому конфликту все-равно суждено было случиться
«Прочистить мозги» всем должны участившиеся теракты и сбитый российский военный самолет. Иначе подобных «жертв» может быть еще больше, утверждают казахстанские политологи.
Турция — это не Украина
Политолог Уалихан Тулешов уверен, что несмотря на драматизм ситуации, конфликт Турции и России не перерастет в нечто большее:
— Турция входит в двадцатку самых развитых государств мира… Она открыто выражала свое недовольство по поводу этой военной кампании России, поскольку ситуацию в Сирии Турция знает лучше России. Поэтому Анкара настойчиво просила у мирового сообщества не признавать террористами всех противников Башара Асада. А вообще, воздушная атака — не самое конструктивное решение, — говорит политолог Уалихан Тулешов.
По мнению Тулешова, никакой войны не будет. Отношения между Россией и Турцией просто прекратятся на некоторое время, достигнутые между странами договоренности и совместные стратегические проекты тоже будут временно «заморожены».
— Однако, это прежде всего невыгодно для самой России.
Перспективы по строительству газопровода «Турецкий поток» и атомной станции, о которых мечтала Россия, теперь туманны
— России сейчас и так тяжко. Но они смотрят на ситуацию совсем иначе. Россия уверена в справедливости свей войны против терроризма, и это в принципе, правильно. Однако она не хочет понимать, что нельзя приносить в жертву судьбы и жизни мирных людей. Вообще, сбитый российский военный самолет должен всем прочистить мозги. Если конфликт не будет решен мирными путями за столами переговоров, мир увидит еще многих подобных трагедий. Пришло время договариваться без применения оружия, — говорит политолог.
Как полагает Тулешов, в Казахстане нужно крайне грамотно информировать общество об этом трагическом инциденте, поскольку в нашей стране проживают представители обеих конфликтующих сторон.
Обострение не должно задеть казахстанцев
Однако, как считает другой политолог Рустам Бурнашев, данная проблема возникла между конкретными двумя государствами и никоим образом не должна затрагивать этносы, живущие в Казахстане
— Каков будет дальнейший сценарий развития ситуации вокруг сбитого самолета - трудно спрогнозировать. Будут разбирательства и расследования, однако неизвестно, какую реакцию получат их результаты от каждой стороны. Важно то, что расследования займут много времени и на этом этапе возможно ухудшение взаимоотношений между двумя странами. Этот вопрос должен решаться на уровне двух государств и на виду всего мирового сообщества. Этот конфликт не касается этносов, живущих в Казахстане. Я надеюсь, в будущем отношения между странами будут вновь налажены, - говорит Бурнашев.
Напомним, российский Су-24 был сбит турецким истребителем F-16 утром 24 ноября у турецко-сирийской границы. Турция утверждает, что российский бомбардировщик нарушил ее воздушное пространство и проигнорировал неоднократные предупреждения. Российские власти настаивают, что Су-24 находился в небе над сирийской территорией. Президент России Владимир Путин назвал гибель российского самолета Су-24 «ударом в спину».
Послы стран НАТО на экстренном заседании в Брюсселе призвали Турцию проявлять сдержанность. По информации Reuters, ни один из 28 послов стран Североатлантического союза не высказался в поддержку действий России. При этом многие выразили озабоченность тем, что Турция не сопроводила российский самолет до момента, когда бы он покинул ее воздушное пространство.
Из Договора коллективной безопасности пора выходить?
Сейчас Россия объединилась с Ираном, считает политолог Досым Сатпаев.
— Таким образом Россия изначально пошла на конфронтацию с Турцией и Саудовской Аравией. Поэтому неудивительно то, что сейчас происходит. Рано или поздно такому конфликту все-равно суждено было случиться. - Конечно, столь неудобный и непредсказуемый союзник как Россия во многом оставляет Казахстан в неприятном положении. Была уже Украина, теперь Сирия. Своими контр-санкциями, падением рубля российская политика принесла потери для нашей экономики, теперь угрожает экспорту нашей нефти, поскольку казахстанская нефть, выходя через Россию, должна пойти дальше по направлению Турции. Но здесь меня, как политолога, больше беспокоят не экономические риски, а политическая сторона вопроса. В этой ситуации нельзя делать резких заявлений, нужно сохранять нейтралитет, поскольку и Турция, и Россия являются для Казахстана крайне важными партнерами. Однако в вопросах национальной безопасности, национальных интересов мы должны всегда открыто заявлять свою позицию и своевременно требовать ее уважать. Но если ОДКБ будет втянут в эту военную авантюру, то нам не остается ничего, как выходить из этого договора.