Доигрались
Почему Россия потеряла статус великой зимней спортивной державы
Президент России Дмитрий Медведев подвел итоги выступления нашей сборной в Ванкувере. На встрече с руководством партии «Единая Россия» он заявил, что чиновники, которые были ответственными за подготовку олимпийской команды к Играм, должны уйти в отставку. «Тот, кто нес ответственность за подготовку к Олимпиаде, должен нести ответственность и сейчас, – отметил глава государства. – Ответственные лица должны будут принять мужественное решение и написать заявления. Если не смогут, мы им поможем». «Надо подумать, как изменить подготовку спортсменов, – также сказал президент. – Во главе угла должен быть спортсмен, а не федерации, которые действуют как жирные коты».
Вообще-то жесткий разговор на тему организации спортивного движения в нашей стране зрел давно, но по причине более или менее удачных выступлений на летних и зимних Олимпиадах все как-то откладывался. И вот Ванкувер переполнил чашу терпения. 11-е место в общекомандном зачете всколыхнуло общество, которое категорически не устроило увиденное на Играх-2010. Всего лишь три золотые медали на фоне массовых и зачастую безнадежных поражений, даже в исполнении звездных хоккеистов, – вот результат совместной как минимум четырехлетней работы Олимпийского комитета России, спортивных федераций, тренеров и спортсменов. И самое нехорошее как раз в том, что этот провал был вполне прогнозируемым, мы шли к нему медленно, но верно.
Известный астролог Павел Глоба предрекал сборной России в Ванкувере вообще два «золота». Хотя и без помощи небесных светил можно было предсказать подобный результат, ведь по итогам предолимпийского зимнего сезона Россия заняла девятое место в общекомандном зачете, завоевав на чемпионатах мира лишь четыре награды высшего достоинства – две в женском биатлоне, по одной в фигурном катании и хоккее. А в сезоне-2007 у нас были три золотые медали и 12-е командное место. Тогда в колокола никто не бил, оставалась же еще куча времени, по нашим меркам. Недоброе страна почувствовала в первые дни Олимпиады, когда «бронзовый» старт конькобежца Ивана Скобрева не получил поддержки от других олимпийцев. Как-то все пошло наперекосяк... Из-за смерти грузинского саночника Нодара Кумариташвили организаторы укоротили трассу и установили линию старта на женском уровне, в итоге наша главная надежда в этом виде спорта Альберт Демченко сразу оказался в проигрышной ситуации по сравнению с основными конкурентами. На «женской» трассе он стал только четвертым. Биатлонисты долго не могли приноровиться к капризной ванкуверской погоде, а капитан мужской команды Максим Чудов сразу ошарашил всех своим 63-м временем в спринте. Лыжников затерроризировали представители антидопинговых служб, нескольких наших спортсменов в день первой гонки подняли на сдачу анализа аж в шесть утра. С другой стороны, что мы хотели после череды допинговых скандалов?.. И этот негативный вектор развития событий так в общем-то переломить и не удалось. Апофеозом российского провала стал разгром хоккейной сборной, чей успех мог несколько скрасить общее разочарование от нынешней Олимпиады.
Впрочем, о провальном выступлении в Ванкувере у нас заговорили еще до хоккейного фиаско, и с каждым днем градус риторики повышался. Олимпийский чемпион по фигурному катанию, депутат Госдумы Антон Сихарулидзе бил из Москвы: «Наш зимний спорт явно переживает регресс. Отдельные победы эту тенденцию прикрыть не могут. Разумеется, речь должна идти о персональной ответственности. Руководство Олимпийского комитета России и спортивных федераций должно найти в себе силы признаться, что оно не может быть эффективным в современных условиях, не способно провести модернизацию и организовать качественную работу. Эти люди сами должны спокойно уступить свои места. А по поводу нынешних руководителей Министерства спорта скажу так: не я их назначал, не мне их и снимать». Трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ирина Роднина наблюдала поражения сборной России непосредственно в Ванкувере: «Такой системы поддержки спортсменов, как у нас, нет ни в одной стране мира. У нас в спорт вбухивают такие деньги, которые люди уже унести не могут. Одно олимпийское «золото» по затратам – сборы, экипировка, зарплаты, стипендии и т.д. – стоит минимум 4 миллиона долларов. Классно устроились наши общественные организации – ОКР и спортивные федерации». Кстати, выступление олимпийцев не понравилось даже Счетной палате, которая решила проверить, как Минспорта, ОКР и федерации по зимним олимпийским видам спорта потратили государственные деньги. По некоторым данным, в ванкуверскую подготовку были вложены 2 млрд. рублей, по другим – 1 млрд. долларов. Истину, наверное, знает только сама Счетная палата.
Президент ОКР Тягачев, перед Играми-2010 говоривший о том, что сборная способна завоевать 30 медалей, в том числе 10 золотых, парировал критику. По его словам, реальные ресурсы на спорт высших достижений появились в стране только в последние полтора-два года, когда было создано Министерство спорта. В пространном интервью агентству «Весь спорт» он заявил, что раньше до конкретного спортсмена государственные деньги, «как правило, не доходили». Тут же добавив: «Я не хочу говорить об этом подробно. Кто захочет – узнает. Речь сейчас не об этом». А общий пафос его ванкуверских заявлений состоял в том, что ОКР-то сделал все, от него зависевшее. В обязанности ОКР входит экипировка, транспортировка, страховка, аккредитация, создание условий для подготовки сборной к летним и зимним Играм. Тут, мол, все было четко, никто не жаловался. К Минспорта по финансированию тоже никаких претензий. А за то, как спортсмены готовы к Олимпиаде, отвечают уже федерации. У них планы на олимпийское четырехлетие, программы, с них за результаты выступлений и надо спрашивать. Правда, и в ОКР признают, что Россия сильно отстает от остального мира в вопросе управления спортом.
И все же, если послушать участников нашего спортивного движения, то персонально никто не виноват. Мутко не виноват. Он только в 2008 году возглавил министерство, за столь короткий промежуток времени внести кардинальные изменения в систему управления спортом было трудно. Тягачев не виноват. Руководители спортивных федераций – тоже. Президент Федерации фигурного катания России Валентин Писеев заявил, что его организация получила нормальные условия для подготовки лишь за год до Олимпиады. Раньше у него, дескать, не складывались отношения с предшественником Мутко Вячеславом Фетисовым. Президент Союза биатлонистов России Михаил Прохоров после провального старта обмолвился, что видит причины отсутствия медалей, но назовет их, мол, только после окончания Игр. Потом пришли четыре награды, и необходимость говорить о проблемах, судя по всему, отпала сама собой. Хотя биатлонисты должны были выиграть в Ванкувере куда больше медалей. Целых шесть гонок провалили, притом что многие конкуренты – в частности немцы – оказались не в форме. Исполнительный директор СБР Сергей Кущенко вообще счел выступление команды успешным. А основными причинами первых неудач, по сути, назвал плохую погоду и невезение. Вот такой анализ по горячим следам.
Тренеры же и спортсмены по большей части пребывали в недоумении от своих результатов на этой Олимпиаде. В Ванкувере почему-то у многих наших атлетов отказали ноги, руки, зрение... Что это, проблемы акклиматизации? Или, может быть, неумение подготовиться к главному старту? У нас исключительно на тренеров за подготовку принято пенять, а со спортсмена ответственность как-то снимается. Хотя такое впечатление, что у нас и те, и другие разучились подходить к Олимпиаде на пике формы. Да и чисто психологически биться за медали многие оказались неготовы. К счастью, были и обратные примеры. Наиболее яркий – Евгений Плющенко, который попал в Ванкувере под жесточайший прессинг. И не дрогнул. Правда, и «золото» не получил. Разговоры о том, что катание Плющенко «фальшивое», судя по всему, все же произвели эффект на судей. Между тем психологическое давление на нашего фигуриста не ослабло и после завершения турнира одиночников и более чем спорной победы американца Эвана Лайсачека. Поразительные вещи говорил президент Международного союза конькобежцев Оттавио Чинкванта. В частности, по его мнению, Плющенко умеет только прыгать, а этого мало для успеха в фигурном катании. Но как же тогда, спрашивается, такой спортсмен стал самым титулованным в вашем виде спорта? Евгений выдержал и этот удар, заявив, что поедет на предстоящий чемпионат мира, да и насчет Игр в Сочи еще подумает. Увы, таких кремней, как Плющенко или танцоры Оксана Домнина и Максим Шабалин, которым тоже пришлось многое преодолеть на пути к своей «бронзе», в том числе отбить атаку австралийских аборигенов, в нашем спорте стало мало. А ведь страна по-прежнему требует героев.
Тренеры жалуются, что взять их негде. Нет массовости, мало детей занимаются спортом. И это справедливо. Вот у нас в микрорайоне при старом режиме чуть ли не в каждом дворе была спортплощадка или хоккейная коробка, рядом – стадион. И они практически никогда не пустовали. Сейчас все это стерто с лица земли. Дворы заставлены «ракушками» и машинами, стадион приватизировал известный футбольный клуб. И не вспомню, когда в последний раз я видел в своем дворе ребенка с клюшкой и даже с мячом. А кто у нас в больших городах бегает на лыжах? Впрочем, какие родители сейчас отдадут свое чадо в лыжи? Бегать много, а денег мало. Лучше в футбол – там наоборот. Вот и получается, что Россия уже не в состоянии выставить на олимпийскую эстафету четверку приличных дистанционщиков. Вот и получается такая статистика: в Канаде женским хоккеем занимаются что-то около 80 тыс. человек, а в России – около 250 девушек!
Вопросы по большому счету накопились ко всей стране – к спортивным чиновникам, тренерам, атлетам, обычным гражданам, которые не прививают своим детям любовь к спорту. А государство? Да, финансы на подготовку к Олимпиаде оно выделило, на допинг всех проверило и еще пообещало суперпризовые. На этом посчитало свое дело сделанным, село у телевизора и стало ждать медали. Но в стране нет инфраструктуры для развития санного и бобслейного спорта, сноуборда, фристайла, керлинга, шорт-трека, прыжков на лыжах с трамплина, горных лыж... Кто ее должен был создать? Сейчас говорят, к Сочи все у нас будет. И для керлинга, и для фристайла – для чего хочешь. Даже труба для хаф-пайпа. Но когда? В 2012–2013 годах? Для прорыва в Сочи, который теперь необходим нашему зимнему спорту, это будет уже поздно.