Некуда деньги девать
Михаил Фридман и партнеры разместили $1,4 млрд в Альфа-банке
Владельцы Альфа-банка, как и в кризисном 2004 г., разместили в банке $1 млрд. На сей раз не банк испытывает проблемы с ресурсами, а Михаил Фридман с партнерами не могут найти применения своим капиталам. А вот к ключевым сотрудникам банк стал менее щедрым — выплаченные им бонусы в прошлом году сократились на 20% до $24,2 млн.
Альфа-банк — крупнейший частный банк России. Активы на 1 января — $15,2 млрд, капитал — $1,3 млрд, чистая прибыль — $190,3 млн. Михаилу Фридману принадлежит 36,5% акций ABH Holding — головной компании банка, Герману Хану — 23,3%, Алексею Кузьмичеву — 18,1%, Петру Авену — 13,8%, Алексу Кнастеру — 4,3%, Андрею Косогову — 4,1%.
За прошлый год активы Альфа-банка выросли более чем в полтора раза до $15,2 млрд, говорится в опубликованной банком отчетности по международным стандартам. Основным источником развития бизнеса стали средства на счетах клиентов — их объем увеличился почти на $2,5 млрд до $7,9 млрд. Однако привлекал ресурсы банк не только на рынке. Средства на срочных депозитах совладельцев банка увеличились за год с $458,2 млн до $1,4 млрд, или на $985,6 млн.
К подобным операциям “Альфе” не привыкать.
“В общей сложности мы дали около $1 млрд. <...> Мы намерены по мере возможностей поддерживать ликвидность Альфа-банка в экстренных случаях, потому что считаем, что фундаментально он работает хорошо и приносит прибыль”, — рассказывал основной владелец банка и председатель его совета директоров Михаил Фридман в 2004 г. Тогда банку пришлось нелегко — в июле за неполные две недели клиенты забрали из него более $650 млн, или почти четверть средств на счетах клиентов в банке. По итогам года в отчетности банка значилось привлеченных депозитов от совладельцев на $969,2 млн.
Теперь ситуация прямо противоположная, уверяет источник в руководстве банка: “Это временно свободные средства акционеров, которые ожидают очередного объекта для инвестиций. А пока ведется поиск проектов, вопрос, где держать эти деньги, даже не возникает”.
Только за счет рекордных дивидендов ТНК-ВР, в которой Фридману с партнерами принадлежит 25% акций, они получили $2,1 млрд, из них $900 млн поступили в конце года в виде промежуточных дивидендов за девять месяцев 2006 г.
Это не все деньги, которые держат в Альфа-банке Фридман и его партнеры, а также связанные с ними структуры. Всего на их счетах на 1 января скопилось $1,7 млрд, или 21,5% всех средств клиентов.
В пресс-службе Альфа-банка не смогли объяснить, почему его владельцы решили столь значительно пополнить свои депозиты. Получить комментарии владельцев банка не удалось.
Эта аномалия привлекла внимание аналитика Standard & Poor's Евгения Тразиманова. “Альфа” заверила его, что это разовые операции и опираться на средства совладельцев в дальнейшем банк не планирует, рассказал он “Ведомостям”, добавив, что его такое объяснение устроило и причин для беспокойства за состояние “Альфы” он не видит. “Некритичной” (около 10%) считает долю депозитов собственников в пассивах банка и аналитик Moody's Владлен Кузнецов.
К VIP-клиентам банк более щедр, чем к рядовым вкладчикам. Большую часть депозитов ($1,1 млрд) они разместили в долларах под 1,8-8,6% годовых, еще $222 млн — в евро под 2,7-7% и $81 млн — в рублях под 2-12,5%. С августа прошлого года Альфа-банк платит по долларовым депозитам до 6,75% в год, в евро — до 6,5%, по рублевым — до 8,75%, говорится на его сайте.
От руководителей своего банка владельцы “Альфы” требуют куда большей доходности. “У нас правило: если рентабельность капитала оказывается ниже 20%, менеджмент остается без бонусов”, — признались несколько сотрудников банка, подчеркнув, что она рассчитывается по управленческой отчетности, а не по финансовой. В прошлом году бонусы (выплаченные в основном по результатам 2005 г.) сократились более чем на 20% до $16,7 млн. Впрочем, расходы на зарплату ключевым сотрудникам возросли с $6,3 млн до $8,7 млн. Всего за прошлый год топ-менеджеры “Альфы” получили $25,4 млн — на $1,6 млн меньше, чем в 2005 г.
Аналитиков это только радует. Хорошо, когда сокращаются издержки, говорит Тразиманов.