"Правое дело" погубил штаб и амбиции Прохорова
О ситуации в "Правом деле" и об истинных причинах скандальных событий последних дней, приведших к отставке Михаила Прохорова с поста партийного главы, изданию "Общая Газета.РУ" рассказал председатель Тюменского регионального отделения ПД, члена федерального политсовета партии Александр Безделов.
- Александр Витальевич, добрый день. На наших глазах в партии "Правое дело" развернулись события, которые одни называют "революцией", другие "рейдерским захватом". Вы — непосредственный очевидец этих событий, знающий ситуацию изнутри. Что случилось с "Правым делом"?
- Мне тяжело об этом говорить, я был из тех людей, которые поддерживали до последнего момента Михаила Дмитриевича. Но для нас, судя по действиям его штаба, стало очевидно, что никакого диалога с представителями региональных отделений не будет. Михаил Дмитриевич полностью положился в вопросах партийного строительства на своей штаб, возглавляемый Рифатом Шайхутдиновым, и действия этих людей были направлены на конфликт. На очевидную эскалацию конфликта между региональными отделениями и Михаилом Дмитриевичем.
Никакого диалога не было. Я могу сказать совершенно честно, что до утра вчерашнего дня большинство руководителей региональных отделений не были против Михаила Дмитриевича. Если бы он встретился с делегатами съезда до съезда, ночью, утром, днем, ситуация могла бы быть совершенно иной. Мы приехали на съезд разговаривать с лидером, а вместо этого нас заставляют подчиниться решениям штаба.
Но выбор абсолютно некорректный, вместо диалога с лидером мы разговариваем со штабом. Нужно определиться. Если Михаил Дмитриевич считает, что избирательный штаб, состоящий сплошь из сторонних для партии людей — это единственный центр принятия решений в партии, то тогда выбор, который был сделан нами вчера, абсолютно очевиден. Наша совесть чиста, мы до последнего момента были готовы к диалогу, Михаил Дмитриевич на него не пошел. Партия приняла решение единственное верное в этом случае.
- Как вы оцените изменения рейтинг партии за время пребывания Прохорова во главе "Правого дела"?
- В данный момент у меня нет свежей информации по рейтингу партии, но совершенно очевидно, что работа по повышению рейтинга велась лично Михаила Дмитриевича, на рейтинге партии это не отразилось. Фактически не отразилось. Безусловно, есть изменения, но не столь видимые, не столь глобальные, как можно бы было предположить. Рейтинг партии если и повысился, то незначительно. Нет данных, что он повысился кратно, серьезно. Он как был в рамках статистической погрешности, так и остался.
- В чем, на ваш взгляд, причина?
- Причина в неправильной работе штаба, в неправильных акцентах. Она от и до была абсолютно некорректна и неправильна.
- В последнее время обсуждение ведется и в том ключе, что если у Прохорова не получилось в политике, то вряд ли можно с уверенностью говорить о нем и как об успешном бизнесмене. Что Вы думаете о такой постановке вопроса?
- Я совершенно далек от бизнеса Михаила Дмитриевича и мало представляю, чем он владеет, чем управляет. Но — вроде бы успешный бизнесмен, миллиардер, а ситуация последних дней показала — на съезде было всего 85 делегатов, и миллиардер Михаил Прохоров и его команда политических менеджеров не смогли этим съездом управлять. Ну если они не могут управлять таким съездом, то о каком успехе можно говорить вообще?
- Что вы думаете об истории с Евгением Ройзманом, его уголовным прошлым?
- Что говорить о Евгении, когда штаб возглавляет человек с уголовным, что называется, будущим? На Рифата Шайхутдинова существует уголовное дело, и следственный комитет направлял запрос в Государственную думу для его привлечения по этому уголовному делу. Мое отношение к этому негативное, как и у всех. На мой взгляд нужно аккуратнее подходить к выбору команды.
Евгений Ройзман: Биографическая справка
Евгению Ройзману — 49 лет, он родился 14 сентября 1962 года, в Свердловске. Окончил Уральский университет по специальности «историк-архивовед».
В 1981 году совершил ряд преступлений (квартирная кража, мошенничество, незаконное хранение оружия). Был осужден и приговорен к лишению свободы условно с привлечением к труду сроком на три года. Но за грубое нарушение порядка исполнения решения суда, был отправлен в места заключения сроком на 2 года.
Творческая натура Ройзмана (он почетный член Российской академии художеств, собиратель дорогостоящих икон (музей которых он даже создал в городе Невьянске) и поэт — издал несколько сборников и публиковался в литературных журналах) подтолкнула его к участию в бизнесе крупной ювелирной фирмы, в которой он стал соучередителем в 1992 году. Компания «Ювелирный дом» занималась изготовлением украшений и часов, а Ройзман под прикрытием предприятия организовал контрабандный ввоз золотых изделий из Азии с последующей продажей под брендом «Ювелирного дома».
В 1998 году Ройзман собрал группу лиц, для проведения рэкета в отношении наркоторговцев. Используя дружские отношения с руководством УВД Ленинского района, группа стала активно обкладывать «данью» наркоторговцев в «цыганском поселке». В этот же период для обеспечения своей безопасности, Ройзман вступил в переговоры с лидером ОПС «Уралмаш» А.Хабаровым. С целью легитимизировать свою деятельность, сформировать определенное общественное мнение, в 1999 году Ройзман выступил одним из основателей Фонда «Город без наркотиков». В 2001-2003 гг. он являлся президентом Фонда. В этот период у Ройзмана и его единомышленников неоднократно возникали конфликты с правоохранительными органами.
Имидж Ройзмана как «наркоборца» весьма неоднозначен. Ведь, по сути, статистику наркомании по Свердловской области вряд можно назвать лучшей, чем в среднем по России.
В 2004 году Прокуратура Екатеринбруга возбудила уголовное дело в отношении руководителей Фонда: Андрея Кабанова, Андрея Санникова и самого Ройзмана.
В 2003 году Ройзман избрался в Госдуму по одномандатному Орджоникидзевскому округу Свердловской области. Именно в ходе той выборной кампании и всплыла информация о криминальном прошлом Ройзмана: его конкурент по одномандатному округу, экс-начальник Свердловского УБОП Василий Руденко обвинил его в связях с оргпреступностью и привел данные о наличии у Ройзмана судимости.
Избраться на второй срок в Госдуму Евгению Вадимовичу не удалось — он пытался войти в список «Справедливой России», однако съезд партии его кандидатуру не утвердил, в первую очередь из-за «криминального шлейфа».
Друзья Евгения Ройзмана
1. Андрей Кабанов (кличка – Дюша, бывший наркоман), г.Ектеринбург. Один из основателей екатеринбургского Фонда «Город без наркотиков». Когда Ройзман был депутатом, был руководителем в Фонде, на сегодня он отошел от дел. В прошлом – участник ОПГ «Синие», судим, наркоман и депутат Городской Думы Екатеринбурга.
2. Александр Мурзиков и Денис Перцев, г. Екатеринбург. Действуя по приказу Ройзмана, разыскивали наркоторговцев. (судимы за изнасилование)
3. Егор Бычков, г. Нижний Тагил, 21 год. Президент Нижнетагильского Фонда «Город без наркотиков». Бычкова судили и назначили срок 3,5 года строгого режима за похищение человека. Под давлением общественности приговор заменили на условный срок.
4. Василиса Ковалева, Москва, 23 года. Православная активистка одной из националистических группировок. Ее разыскивал Интерпол по подозрению в убийстве шести таджиков и двух среднеазиатов на почве межнациональной ненависти. Была экстрадирована Молдавией в Россию. Назначен срок лишения свободы 19 лет.
5. Александр Шумилов, г. Ангарск, Иркутская обл., 31 год. Помощник депутата Ройзмана, руководитель Ангарского отделения Фонда ГБН. Был неоднократно замечен во время общения с представителями местной ОПГ (контролирующей наркорынок города больше чем наполовину).
6. Максим Курчик, Станислав Абазьев. Насмерть забили куском металлического троса двух наркоманов в своем «реабилитационном центре», за что получили срок лишения свободы.