Госохрана для избранных
Программа защиты свидетелей работает, но с большим трудом
Комитет Госдумы по безопасности обсудил программу защиты свидетелей. В этом деле, как оказалось, большие проблемы. Действующая законодательная база не проработана. Она позволяет злоупотреблять госохраной, в то время как очень многие в ней нуждающиеся остаются беззащитными. Думцы собрали целый список рекомендаций для исправления положения. Но они явно не торопятся: обещают поработать над ними только на будущей сессии.
На заседание думского комитета по безопасности, который вел его председатель – Владимир Васильев, пригласили экспертов из силовых структур. Прежде всего из МВД, Генеральной прокуратуры и Федеральной службы исполнения наказаний. Приглашенные должны были «на пальцах» показать парламентариям, что происходит с программой защиты свидетелей, и представить свои предложения.
Закон «О государственной защите потерпевших и свидетелей» действует уже седьмой год, но исполняется с большим трудом. Например, подразделения, занимающиеся безопасностью участников уголовного судопроизводства, в полной мере работают только в десятке регионов. В остальных субъектах РФ – «недокомплект по кадрам». В отделах работают в среднем три–пять сотрудников. В общем по стране только 958 человек занимаются охраной. Цифра удручает, особенно на фоне постоянного роста нуждающихся в защите: сегодня таких людей около 1300 человек.
Впрочем, в МВД не без гордости сообщают, что из тех, кто находится под защитой, никто не пострадал. «Погиб только один человек, и то потому, что не выполнял рекомендации охраны», – рассказал начальник управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД Виталий Белинский. Те же, кто не получает защиту, гибнут в больших количествах (точных цифр Белинский не назвал).
Правоохранители рассказали думцам о том, как предприимчивые граждане пользуются услугами охраны для демонстрации своего статуса. «Государственную защиту используют для имиджа», – заявил представитель МВД. По его словам, представители бизнеса инсценируют угрозу своей жизни (например, простреливают бампер автомобиля или демонстрируют угрожающие письма). В качестве примера представитель МВД рассказал о случае в одном из регионов, где человек уже четыре года ездит в сопровождении милиции: «Хотя дело, по которому он проходил свидетелем, давно завершено. Охраной одного человека занимаются в среднем шесть сотрудников. Это очень затратно».
Такие случаи заставили руководство МВД задуматься о необходимости сократить функции подразделений, занимающихся защитой свидетелей. «Наша главная задача – скрыть охраняемое лицо. Все остальное должно носить лишь вспомогательный характер», – уверен Белинский. Скрывать свидетелей можно единственным способом – перевозить в другой город, в другой регион, указывает он.
Но здесь тоже не так все просто. В прошлом году, например, на аренду квартир, в которых жили охраняемые, МВД потратило 30 млн. руб. В МВД хотят создать для этих целей специальный жилой фонд – арендовать или закупить квартиры, где будут скрывать свидетелей. Вариант покупки жилья в собственность для охраняемых пока отмели. Поскольку неясно, как это делать. Правоохранители считают, что в принципе можно покупать для свидетелей жилье за бюджетные деньги. А взамен изымать старые квартиры. «Но на каком основании проводить такое изъятие?» – посетовал Белинский. Оказалось, нет соответствующих законов. Без изъятия же свидетель, получается, немотивированно обогащается.
На заседании комитета МВД предложило содействовать охраняемым в трудоустройстве на новом месте. Тем более что у многих свидетелей сохраняются обязательства (например, выплата кредитов или алиментов). Рекомендовано также внести в закон о защите свидетелей и другие дополнения. Например, об обязательном заключении договора с охраняемым. Этот документ обяжет последнего неукоснительно соблюдать его условия. В противном случае сделка расторгается и охрана снимается. Стоит заметить, что этот вопрос тоже является спорным. Поскольку, по данным все того же МВД, среди охраняемых большое количество людей с неуравновешенной психикой. «Многие из них были свидетелями тяжких преступлений. Другие силой обстоятельств оказались вырваны из привычной жизни, потеряли круг общения, место жительства. Это не может не влиять на их психическое состояние», – заявил Белинский.
Оказалось, что требует законодательного регулирования и охрана обвиняемых. Действующая нормативная база не предусматривает защиту людей, дающих показания на своих сообщников и подельников. Только сейчас выяснилось, что они находятся в опасности... Член Общественной палаты Ольга Костина рассказала, что больше 60% граждан, столкнувшихся с программой защиты свидетелей, в дальнейшем отказываются от сотрудничества.