Мы похожи, но нас больше...
Несколько лет назад вся Германия кипела от возмущения. Это невообразимо, это невозможно себе представить. В стране орднунга (порядка) нашлась одна «черная овца» из забытого богом Вальдброля, которая… Нет, у меня леденеют пальцы, я не могу стучать по клавиатуре. Эта коварная деревенщина совершила почти акт государственной измены. Знаете, что сделала эта провинциальная немочка? Она – о господи, она перекрасила лаком для ногтей устаревшую наклейку технического осмотра автомобиля. И эта перекрашенная наклейка на номере машины свидетельствовала, что ее владелица успешно прошла ТЮФ (так сокращенно называется осмотр), и имеет право гонять на своем стареньком «Фольксвагене» на автобанах. Где можно – без ограничения скорости.
Если бы Германия сохранила старую средневековую традицию, когда она тысячами сжигала ведьм на кострах, то, не сомневаюсь, вальдброльскую сумасшедшую, которая ради экономии на ТЮФе, пошла на такой обман, сожгли бы на ратушной площади ближайшего райцентра под одобрительные крики бюргеров. Еще бы, дамочка, кстати, блондинка, могла на своем плохо управляемом народном автомобиле перекорежить авто и жизни этих бюргеров. Но другие времена, другие нравы. Она плакала в своем Вальдброле, и суд вынес ей наказание страшнее, чем сожжение. А как иначе можно думать, когда ради экономии она пошла на подлог. Короче, она плакала из-за того, что суд оштрафовал ее в назидание всем блондинкам на сумму 750 евро.
Я пишу все это абсолютно серьезно. Немцы сотнями тысяч отказываются от церкви и не платят церковный налог, церковь экономически хиреет. Но редкий немец будет экономить на автомобиле. Это – святое, это идол германского образа жизни. А идола нельзя перекрашивать лаком для ногтей. Святотатство это. Но процесс отказа и от идола в полном разгаре.
Мы часто корежим старую русскую пословицу «что немцу здорово, то русскому смерть». Нам приятнее говорить, что наш раздолбайский русский менталитет нам афигенно нравится, а вот вам, немцам, у нас не выжить. Но когда я был свидетелем два года назад ареста в самом центре Берлина возле Дома российской науки и культуры двух российских автобусов, которые привезли на какой-то фестиваль детей, я был полностью на стороне берлинской полиции. Эти автобусы воняли как мой родной завод ферросплавов в тогдашнем Сталинске, ныне Новокузнецке. И я не исключаю, что они были построены еще в первые послевоенные годы. И на них повезли детей в центр Европы!!! Мы русские – с нами бог, детей довезли. Но вот обратно, наверняка, отвозили другим транспортом. И это правильно, пусть будет лучше «немцу здорово», чем «русскому смерть».
Мне тогда стало интересно, как немцы дошли до жизни такой, что относятся к безопасности вождения автомобиля и процедуре ТЮФа столь же серьезно, как проститутки при отправлении своих профессиональных обязанностей. И полез в историю ТЮФа.
А началось все в 1872 году в восточной Германии близ города Эльберфельда. В стране полным ходом шла промышленная революция. Немцы, на своих растущих как грибы предприятиях, использовали паровые котлы. Мы считаем, что котлы изобрел наш умелец Ползунов в 1765 году, а англичане, как всегда утверждают, что это их Уатт сконструировал паровую машину. Кто бы не был отцом этого чудо-юдо техники, но котлы взрывались столь часто, разрушая строения и являясь причиной смерти людей, что местные владельцы этих адских машин решили создать независимую экспертную группу. Только она могла дать разрешение на эксплуатацию, что-то вроде нашего Котлонадзора. Так родился ТЮФ – Технише юбервахунг ферайн. И с тех пор эта независимое от государства объединение (ферайн) стало непререкаемым и неподкупным Аргусом, который следит за состоянием котлов и выдает разрешение на их эксплуатацию. Если учесть, что первые автомобили тоже использовали паровой котел, то ТЮФ, что логично, тоже стал выдавать право на поездку таким средствам передвижения.
А потом наступил автовек. И независимый ТЮФ вступил в свои автоправа в Германии в 1900 году. И вот с тех пор не зарегистрировано ни одного случая, чтобы владелец транспортного средства коррумпировал тюфовца, и получил за деньги наклейку о прохождении контроля. Кстати, я за рулем уже лет тридцать, и ни разу не давал денег при прохождении техосмотра. А ездил только на Жигулях, исправлял указанные технические недостатки, знал, что вечером нет никакой очереди, приезжал и быстро все проходил. После этого психологически ездил спокойно, будучи плохим мастером по устранению недостатков. Так что, как говорили ораторы, отдельное спасибо тем, кто проводит техосмотр в мастерской напротив АШАНА на Третьем транспортном кольце. За всю Одессу не скажу, но все же…
Разумеется, работая журналистом в ФРГ, я проходил и там ТЮФ. Мне даже вспомнить ничего такого интересного невозможно. Позвонил, спросил, когда можно приехать на контроль, приехал. Сижу, курю, пью кофе, кстати, отвратительное за счет ТЮФа. А они там проверяют. В первую очередь на наличие вредных выбросов. Это крайне серьезный недостаток, ну как отсутствие руля на машине. С этим ездить нельзя. На соответствие нормам выхлопа дается даже отдельная наклейка на номер. Затем – общее состояние автомобиля. Как у терапевта. Там выясняют все, вплоть до износа резины. А в целом, прежде чем ехать на контроль, немецкий водитель проверяет все те же элементы, что и наш, вплоть до аптечки и документации.
Догадайтесь с трех раз, почему ТЮФ не имеет никакого отношения к ремонтным мастерским? Правильно. Недавно поставил две пломбы за 8 тысяч рублей. Так вот, дефекты зубов и их устранение - все диагностировал и пломбировал один врач. Поэтому ТЮФ делает только документ о техническом состоянии, который предъявляется в любой мастерской Германии для их устранения. «Что немцу здорово», то русскому «зубная боль»! Евро на мне заработали не тюфовцы, а настоящие автомастера. А за ТЮФ надо платить в общем и целом не больше 100 евро. Но, слышал, что автомастерские медленно, но верно начинают приклеиваться к ТЮФам. Если мало времени, и согласен здесь же исправить недостатки, давай, плати. Удобно, конечно, но начинает пахнуть коррупцией.
Сказать, что в Германии автомобилисты все довольны и все смеются нельзя. Скорее плачут. Дело в том, что ремонт стоит дорого. Поэтому ТЮФ констатирует: « Почти 20 процентом автомобилей в стране имеют серьезные технические недостатки. При миллионах авто на дорогах страны представляет серьезную угрозу безопасности. Владельцы автомастерских при устранении недостатков устанавливают высокие цены. Это вынуждает немало немцев ездить на неисправных машинах».
Так что мотивы той блондинки из Вальдброля, которая минимизировала расходы на ТЮФ до стоимости лака для ногтей, понятны. А она даже мне симпатична!!! Но лучше бы нам ездить на разных автобанах.