Обмен тайнами
Личную информацию о россиянах одна структура сможет передать другой
Разрешить ведомствам обмениваться информацией о персональных данных граждан, предлагают депутаты Госдумы. Авторы соответствующей законодательной поправки утверждают, что таким образом они сэкономят время граждан, которым не понадобится собирать данные, которые уже находятся в информационных базах других ведомств. Эксперты же отмечают опасность нарушения конституционных прав граждан на тайну частной информации.
Предоставляя право ведомствам запрашивать и получать сведения о россиянах в других структурах, депутаты обосновывают это тем, что пекутся об интересах прежде всего самих граждан. Сейчас в законодательстве содержится норма, которая обязывает органы, предоставляющие государственные услуги населению, не требовать от людей, обратившихся к ним за помощью, предоставлять документы, если такие находятся в наличии каких-то других контор. То есть вместо того, чтобы просить человека принести очередную десятую или двадцатую справку, подтверждающую наличие имущества или состав семьи, учреждение должно запросить эту информацию у своих коллег, куда гражданин несколько месяцев назад обращался и подобные справки предоставлял.
Загвоздка в том, что сейчас одно ведомство делиться информацией с другим ведомством вовсе не обязано. Более того, некоторыми документами такой обмен вообще запрещен. Разрешить именно эту коллизию и должны поправки, объясняют авторы законопроекта. Устранять препятствия предполагается для предоставления госуслуг в следующих сферах – при назначении государственных пособий, при кадастровом учете и регистрации объектов недвижимости, при приватизации государственного и муниципального имущества, регистрации браков и разводов, при налоговом учете, при прописке и регистрации, при начислении пенсий и некоторых других госуслугах.
Идея состоит не в том, чтобы разрешить каким-то ведомствам обмениваться информацией, говорит один из авторов законопроекта – первый зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец. «Здесь, наоборот, ведомства обязываются получать друг у друга ту информацию, которая у них имеется, и она необходима для решения тех или иных вопросов заявителя, – рассказал депутат. – Если гражданин подал просьбу, сам приложил документы, то хорошо. А если не приложил, и эта информация есть в других ведомствах, то сами чиновники должны истребовать эту информацию». По мнению г-на Москальца никаких нарушений здесь нет. По его словам, подавая заявление, гражданин автоматически дает согласие на необходимость получения и истребования документов о себе. В иных же случаях, обмен такой информацией запрещен. «Мы тем самым продолжаем идею «одного окна», – объяснил парламентарий. – И делается это только для удобства решения вопроса».
Тем не менее эксперты бьют тревогу по поводу того, что ведомственный обмен данными может нанести вред гражданам. «Это нарушение конституционных прав человека, его права на частную жизнь, – пояснил президент фонда «Комиссия по свободе доступа к информации» Иосиф Дзялошинский. – Это дает в руки, например, силовых ведомств возможность составлять полное досье на человека». По словам эксперта, например, в США запрещено объединять данные о человеке, находящихся в разных ведомствах. Никто, кроме специальных структур, занимающихся национальной безопасностью, и только с санкции суда, не может аккумулировать данные о человеке в одну базу, поскольку это полностью раскрывает его личность». Опасность, по мнению эксперта, в нашей стране усиливается еще тем, что с каждой новой структурой, получающей в свои руки сведения о гражданах, увеличивается риск того, что эти данные могут через некоторое время оказаться в продаже на дисках где-нибудь на Митинском рынке. Дзялошинский рассказал, что он не так давно из интереса купил, таким образом, досье на самого себя. «Это была база данных на 26 страницах, – отметил он. – Там были данные от того, где я жил, до предприятий, которые создавал, мои банковские карты, люди, с которыми я сотрудничал. Единственное, что меня успокоило, – это то, что база данных устарела». А вот депутат Александр Москалец, как выяснилось, того, что данные о нем, могут попасть в открытый доступ, совсем не боится. «Ну и пусть, чего бояться, – заявил он. – У меня банковских карт нет. И собственность, как у всех людей – квартира, машина да гараж. А если человеку есть что прятать, то пусть сам думает, как это лучше сделать».